Статья 170 начинает раздел ТК, посвящённый гарантиям сотрудникам, задействованным для выполнения государственных или общественных обязанностей. В ней указаны ключевые гарантии для этой категории, касающиеся выплат и сохранения за ними их основного рабочего места.
Содержание ст. 170 ТК
В её начале указывается, что на нанимателе лежит обязанность освободить своего сотрудника от его функций на срок исполнения им государственных или общественных обязанностей. Это необходимо, если данные обязанности выполняются им в рабочее время. Также нанимателю необходимо сохранить за этим сотрудником его рабочее место на соответствующий срок.
Отдельно указано, что государственная или общественная структура, в пользу которой выполняются вышеупомянутые обязанности, выплачивает привлечённому лицу компенсацию в объёме, установленном:
- ТК;
- законодательством федерального уровня;
- профильными нормативными актами;
- постановлением соответствующей общественной организации.
Разобранная статья, как видно из её содержания, даёт достаточно подробные указания по гарантиям персоналу, задействованному с отрывом от основной работы в выполнении государственных или общественных функций.
Вопросы по реализации положений ст. 170 ТК
Что подразумевается под гарантией сохранения должности сотрудника, упомянутой в этой статье?
Подразумевается, что наниматель не вправе:
- уволить сотрудника по своей инициативе;
- перевести его на другую позицию.
Исключения возможны для ИП, когда оно прекращает свою деятельность или ликвидируется.
На практике гарантии, упомянутые в разбираемой статье, могут быть расширены. Так, кандидатов в депутаты на время их участия в предвыборной деятельности, согласно ст. 41 ФЗ №67 от 12.06.02, наниматель не вправе отправлять в командировки.
Также нужно упомянуть, что ежегодный отпуск сотрудника, если он исполняет государственные обязанности по разбираемой статье, может быть продлён или перенесён на другое время в соответствии с его пожеланиями (п. 2 ст. 124 ТК).
Что с основным заработком сотрудника, привлекаемого для нужд государственного/общественного характера?
Рассматриваемая статья не предполагает обязанность нанимателя обеспечивать выплаты сотрудникам в данной ситуации, но и не исключает их в некоторых случаях. Так, согласно ст. 7 ФЗ №70 от 30.05.01 арбитражным заседателям гарантируется сохранение их средних доходов по основной работе. Другой пример связан с донорами крови, которым наниматель обязан сохранить их средний заработок на оговорённое в ст. 186 ТК время.
Какие категории сотрудников попадают под защиту положений ст. 170 ТК?
В чётком виде данный список, как и, собственно, трактовка понятия общественных/государственных нужд, в законодательстве отсутствует. Обычно под этими сотрудниками подразумевают лиц, которые:
- задействованы в коллективных переговорах по трудовым вопросам;
- участвуют в функционировании комиссий по трудовым спорам или примирению;
- задействованы в профсоюзной деятельности в качестве делегатов соответствующих съездов или членов выборных структур;
- являются донорами крови;
- задействованы в реализации избирательного права, в том числе в форме кандидатов в выборные органы (Госдумы и т.д.);
- привлечены к исполнению своей воинской обязанности, например, в формате военных сборов;
- задействованы в судебных разбирательствах в качестве свидетелей или экспертов;
- направлены на врачебное освидетельствование;
- вызваны в соответствующий налоговый орган в качестве свидетеля;
- являются арбитражными или присяжными заседателями;
- являются участниками пожарных дружин на добровольной основе.
Для вышеперечисленных категорий ТК и другое законодательство могут устанавливать не только базовые льготы, прописанные в разбираемой статье, но и другие, имеющие более специализированный характер. Так, для доноров крови руководством предоставляется дополнительный день отдыха.