Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
Статья 18 ТК РФ, как и предыдущая ст. 17 ТК, является смысловым развитием ст. 16 ТК РФ и, так же как и они, является отсылочной, ввиду того что содержащаяся в ней регламентация является номинальной, а не материальной.
Так, развивая положения ст. 16 ТК РФ, ст. 17 того же кодекса называет (номинирует), но не конкретизирует положение о возникновении трудовых отношений по результатам конкурсного отбора. В самой диспозиции статьи содержится нотификация, отсылающая возникновение трудового правоотношения к трудовому законодательству в целом и к иным законным, подзаконным и локальным нормативным актам.
То есть назначением ст. 18 ТК РФ можно считать определение двух базовых признаков возникновения трудовых отношений при назначении на должность по результатам проведенного конкурса, а именно:
- Проведение конкурса.
- Заключение трудового договора по результатам этого конкурса.
Сама процедура проведения конкурса при этом регламентируется иными нормативными актами, к которым относятся в частности:
- Закон РФ «О государственной гражданской службе» в части проведения конкурсного отбора на должности государственных служащих;
- Приказ № 4114 Министерства Образования и Науки РФ от 26.11.2002 года «О порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации» в части конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников;
- Закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
- Указ № 1487 Президента РФ от 30.11.1992 года «Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ»;
- ряд локальных нормативных актов, регламентирующих конкурсный отбор для замещения должностей в различных творческих коллективах, например «Устав ФГУ Государственный академический Большой театр России», «Устав Государственного академического Мариинского театра» и т.д.
Тесная взаимосвязь между трудовым законодательством РФ и вышеперечисленными нормативными актами в части способов и правил организации конкурсных отборов на должности обусловлена:
- установленным трудовым законодательством равенством прав граждан РФ на занятие должностей, соответствующих их знаниям, опыту, образованию и т.д. Соответственно, организация конкурса подразумевает допущение к участию в нем любого желающего, соответствующего заявленным требованиям к кандидату;
- назначением конкурса как способа отбора одного из нескольких кандидатов. Соответственно, не может быть конкурса, в котором участвовал бы лишь один кандидат. Ограничение права других кандидатов на участие в конкурсе будет равносильно проявлению дискриминации, что противоречит трудовому законодательству;
- назначением конкурса как способа отбора кандидата, с которым будет заключен трудовой договор, регламентируемый ТК РФ;
- наличием вакансии на должность, замещаемую по конкурсу, за исключением порядка конкурсного замещения научно-педагогических должностей (ст. 332 ТК РФ).
К сведению! Объявление конкурса предполагает его публичность. Соответственно, одновременно с организацией конкурса должны быть опубликованы требования к кандидатам, сроки проведения конкурса и порядок предоставления документов.