Статья 191 ТК начинает главу 30, посвящённую различным аспектам трудовой дисциплины. В ней разобраны возможные вознаграждения сотрудников за их отличную трудовую деятельность.
Содержание ст. 191 ТК
В её начале указывается, что наниматель поощряет сотрудников, добросовестно выполняющих должностные функции. Специально приводятся примеры подобных поощрений:
- благодарность от руководства;
- денежная премия;
- награждение ценным подарком или почётной грамотой;
- представление к званию лучшего по профессии.
Возможны и другие разновидности вознаграждений сотрудников за их отличия в трудовой деятельности. Они могут устанавливаться:
- коллективным договором;
- нормами внутреннего распорядка;
- положениями по дисциплине персонала.
В случае наличия у сотрудников особо значительных трудовых достижений на уровне общества они могут быть представлены и к государственным наградам.
Основные вопросы по положениям ст. 191 ТК
Что в данной статье подразумевается под добросовестностью сотрудников?
С объективной точки зрения добросовестным считается выполнение должностных функций:
- в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ходу и результатам выполнения трудовых действий;
- с соблюдением положенных нормативов, установленных соответствующими документами;
- с учётом актуальных правил внутреннего распорядка.
Для минимизации субъективных факторов оценки менеджерами конкретного сотрудника используются соответствующие документы: результаты выполнения требований KPI (показателей эффективности), табели учёта отработанного времени, показатели выработки и т.д. Это особенно важно с точки зрения восприятия поощрения коллегами отличившегося: необходимо их понимание, что награда вручается на объективной основе.
В чём смысл поощрений добросовестных служащих?
Поощрение – одна из форм признания заслуг сотрудника. Оно оказывает положительное влияние на сотрудника в моральном плане, а также может сопровождаться льготами и вознаграждениями более материального плана. Так, по распространённой практике, поощряемые за успехи в труде работники имеют прерогативы при продвижении на более высокие должности, их более охотно оставляют на работе при сокращении штата и т.д.
Какие практикуются разновидности вознаграждений сотрудников, помимо перечисленных в данной статье?
В статье специально указано, что список форм вознаграждений имеет открытый характер, и перечислены возможные документы, положения которых могут содержать дополнительные форматы поощрений. На практике используются следующие их разновидности:
- занесение в Книгу почёта;
- награждение нагрудным знаком отличника конкретной отрасли;
- размещение на Доске почёта.
Расширенные формы поощрений предусмотрены, к примеру, Положением о дисциплине сотрудников ж/д транспорта (Утверждено Постановлением Правительства № 621 от 25.08.92).
Отдельно нужно отметить, что для отличившихся сотрудников могут одновременно применяться несколько видов поощрений. Обычно это происходит путём комбинации материальных и моральных стимулов.
Также нужно отметить, что вознаграждение отличившихся сотрудников является прерогативой нанимателя. Трудовое законодательство не связывает подобные поощрения с какими-то объективными моментами (достижение сотрудником определённого возраста, наличие каких-то иных наград и т.д.).
Где отражаются полученные сотрудником поощрения?
В п. 24 Постановления Правительства № 225 от 16.04.03 специально оговорено, что информация о вознаграждении сотрудника за его успехи в выполнении должностных функций отображается в трудовой книжке.
В частности, в неё заносятся данные о:
- государственных наградах сотрудника;
- его награждениях в форме почётных грамот, нагрудных знаков и иных негосударственных поощрениях;
- его награждениях, прямо предусмотренных ст. 191 и иными профильными нормативными документами.
Что касается премий, которые выплачиваются на регулярной основе в соответствии с действующей зарплатной системой, то упоминание о них в трудовой книжке не предусмотрено.