Статья 195 заканчивает главу 30 ТК, посвящённую аспектам трудовой дисциплины. В ней описываются параметры наступления дисциплинарной ответственности для топ-менеджеров по требованию представительного органа трудового коллектива.
Содержание ст. 195 ТК
В её начале указано, что наниматель должен принять к рассмотрению жалобу представительного органа трудового коллектива о возможных нарушениях топ-менеджеров в сфере трудового законодательства, в том числе норм, установленных положениями колдоговора или соглашения.
Также даётся перечисление этих топ-менеджеров:
- глава организации;
- начальник подразделения;
- их заместители.
Указано, что о результатах данного рассмотрения необходимо проинформировать его инициаторов.
В ситуации подтверждения изложенных в жалобе фактов наниматель обязан применить к вышеперечисленным топ-менеджерам дисциплинарное взыскание, вплоть до их увольнения с работы.
Рассмотренная глава, несмотря свой на небольшой объём, устанавливает безусловную необходимость для нанимателя реагировать на обращения трудового коллектива по поводу сомнительных действий руководства в сфере трудовых взаимоотношений. Также она предписывает информировать заявителей о результатах рассмотрения их обращения.
Основные вопросы по положениям ст. 195 ТК
Зачем для жалоб на топ-менеджеров в ТК присутствует отдельная статья?
Это обусловлено тем, что данная группа сотрудников, являясь наёмными служащими, также представляет интересы нанимателя в сфере взаимоотношений с трудовым коллективом. В силу этого они попадают под надзор профсоюзов (ст. 19 ФЗ № 10 от 12.01.96). Данный ФЗ указывает, что профсоюзы имеют возможность наблюдать за корректным поведением нанимателя в таких вопросах трудовой деятельности, как оплата персонала, соблюдение рабочего графика и т.д. Об этой же возможности профсоюзов упоминает и ст. 370 ТК.
Также следует отметить, что эта группа менеджеров не только несёт дополнительную ответственность, но и обладает некоторыми привилегиями в сфере защиты от жалоб подчинённых. Это необходимо, поскольку своими действиями в интересах нанимателя они могут задевать интересы сотрудников, что может привести к субъективным жалобам. Это может происходить при:
- введении в действие новых нормативов работы;
- разработке новых KPI с ужесточёнными требованиями к персоналу;
- ограничении дополнительных бонусов и т.д.
Поэтому данная статья не требует от нанимателя именно уволить топ-менеджеров, даже если факты, о которых говорится в жалобе трудового коллектива, подтвердятся. Она только говорит, что они должны понести наказание, но не обязательно в крайней форме увольнения.
Кем для топ-менеджеров является наниматель, который должен рассматривать жалобы на их поведение?
С точки зрения рассмотренной статьи нанимателем для них является юридическое лицо, от которого они получили свои должностные полномочия. Таким лицом может быть:
- общее собрание акционеров;
- собрание участников;
- орган управления коллегиального типа.
Какой орган действует в конкретном случае, определяется Уставом и иными соответствующими документами.
Поэтому жалобы, упомянутые в рассмотренной статье, необходимо отправлять в данные структуры, если речь идёт непосредственно о руководителе. Если речь идёт о заместителях или начальниках подразделений, то жалобы на некорректное поведение в области трудовых взаимоотношений можно направлять главе организации.
Какие обязанности данная статья накладывает на нанимателя?
Суммируя её положения, можно сказать, что наниматель, получив жалобу от профсоюза на топ-менеджеров, обязан:
- принять жалобу к рассмотрению;
- проверить указанные в документе факты;
- применить к менеджеру наказание по своему усмотрению (если факты подтвердятся);
- рассказать инициаторам о результатах рассмотрения их обращения.
Необходимо подчеркнуть, что игнорирование данной жалобы не допускается.