Статья 206 ТК посвящена описанию условий, при которых положения ученического договора становятся недействительными.
Характеристика ст. 206 ТК
Эта статья состоит из единственного абзаца. В нём указано, что положения ученического договора, противоречащие актуальным правовым источникам, являются недействительными и не могут использоваться. В качестве примеров этих источников упоминаются следующие элементы:
- соответствующие статьи ТК;
- параметры коллективного договора и соглашений.
Разобранная статья, как видно из её содержания, чётко излагает последствия включения в ученический договор положений, противоречащих актуальному законодательству и профильным документам. По факту она очерчивает пределы индивидуальных договорённостей между учеником и руководством организации, где проходит его обучение. Даже если между этими субъектами будут достигнуты взаимные договорённости в области обучения, нарушающие параметры ТК и профильных документов, они будут иметь ничтожный характер, даже будучи оформлены в бумажной форме.
Основные вопросы по содержанию ст. 206 ТК
Какие моменты по данной статье не может включать ученический договор?
По общему правилу в этот договор не могут включаться положения, которые уменьшают уровень гарантий, закреплённых трудовым законодательством. Примеры такого рода нарушений со стороны руководства организации:
- установление дифференциации в оплате труда за практическую работу;
- нарушение норм в сфере выделения времени на учёбу;
- применение каких-то дискриминационных условий для учащихся по признакам расы, пола и прочих факторов;
- отсутствие надлежащих условий в сфере обеспечения требований по охране труда;
- нарушения в области требований испытательного срока для учащегося;
- отсутствие положенных льгот для отдельных категорий учащихся (доноры, беременные, инвалиды и т.д.);
- отказ в предоставлении положенного отпуска;
- одностороннее изменение параметров ученического договора;
- отправление учащихся в непрофильные командировки или их привлечение к работам сверхурочного характера;
- отказ выплачивать компенсации, положенные по закону, и т.д.
Нужно учитывать, что к учащемуся тоже применимы ограничения рассматриваемой статьи. Так, он не вправе:
- пренебрегать требованиями установленного на предприятии распорядка;
- игнорировать какие-то обязательные элементы в области безопасности;
- заниматься дополнительной трудовой деятельностью и т.д.
Так, если даже ученик, имея в виду дополнительный доход, будет настаивать на своём участии в сверхурочной работе, то это будет считаться нарушением базовых требований к ученическому договору (ст. 203).
Включение в ученический договор положений, которые носят ничтожный характер по ст. 206 ТК, делает его недействительным?
Нет, разобранная статья указывает, что недействительны только те его пункты, которые противоречат статьям ТК, положениям колдоговора и иным профильным документам. В силу этого указания сам договор не теряет силу – лишь его отдельные пункты. Это сделано для профилактики аннулирования ученических отношений, которые уже начали действие, но могут быть поставлены под сомнение из-за отдельных ошибок и недоработок составителей данного договора. Причём эти ошибки могут иметь как добросовестный, так и умышленный характер.
Какие действия требуются для аннулирования пунктов ученического договора, которые недействительны по ст. 206 ТК?
Данные пункты, в силу прямого указания комментируемой статьи, не требуют каких-то дополнительных действий. Так, не нужно специально обращаться в суд или государственные контролирующие инстанции. Эти положения не применяются уже по факту своего противоречия со ст. 206 ТК.