Статья 216 ТК РФ. Государственное управление охраной труда

321

Статья 216 ТК начинает главу 35, посвящённую организации охраны труда. Она отведена под описание аспектов государственного участия в данной области.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Статья 216 ТК РФ

Характеристика ст. 216 ТК

В её начале указано, что государственное управление охраной труда производится в двух форматах:

  • непосредственно Правительством;
  • по поручению Правительства.

Во втором формате управлением в данной области может заниматься как профильная госструктура, так и непрофильные органы исполнительной власти федерального уровня.

В случае если управлением занимаются непрофильные госструктуры, им могут быть предоставлены отдельные полномочия в следующих сферах:

  • правовое регулирование;
  • выдача разрешений;
  • контроль и надзор.

Подчёркнуто, что данные непрофильные госструктуры должны координировать свои операции по охране труда с профильной госструктурой.

Указано, что управление охраной труда на местном уровне производится как федеральными, так и региональными профильными госструктурами. Некоторые полномочия в этой области могут передаваться структурам местного самоуправления. Параметры этой передачи диктуются соответствующим законодательством федерального и регионального уровня.

Далее даётся перечисление функций Правительства и федеральных уполномоченных госструктур по охране труда. В этот список входят девять пунктов:

  • создание новых профильных нормативных актов;
  • разработка федеральных профильных программ и надзор за эффективностью их осуществления;
  • создание норм для профильного обучения сотрудников, менеджеров, владельцев ИП; проверка их знаний; разработка основ обучения оказания немедленной помощи пострадавшим и проведения соответствующих инструктажей и стажировок;
  • составление правил проведения госэкспертизы и оценки условий труда;
  • разработка мер по экономическому поощрению нанимателей к обеспечению ими оптимальных условий труда;
  • координация взаимодействия органов госвласти регионального и общефедерального уровня, объединений нанимателей и профсоюзов по аспектам осуществления профильной госполитики;
  • координация научной деятельности по охране труда и обеспечение распространения инновационного опыта в данной сфере;
  • обеспечение профильного сотрудничества на международном уровне;
  • осуществление других профильных полномочий в соответствии с положениями актуальной нормативно-правовой базы.

В заключение приведены также функции региональных профильных госструктур, многие из которых идентичны вышеперечисленным, хотя реализуются на уровне субъектов РФ:

  • реализация в конкретном регионе мероприятий соответствующей госполитики и целевых программ;
  • создание, ввод в действие и контроль за реализацией целевых программ на уровне региона;
  • координация обучения методам охраны труда, оказанию немедленной помощи пострадавшим, а также проведение мероприятий по проверке соответствующих знаний;
  • проведение на своей территории госэкспертизы условий труда;
  • сбор и обработка данных по параметрам охраны труда на предприятиях, действующих на уровне региона;
  • осуществление других профильных полномочий, не реализуемых федеральными органами, в соответствии с положениями актуальной правовой базы.

Рассмотренная статья, как видно из её положений, детально описывает параметры ответственности госструктур в области охраны труда.

Вопросы по действию положений ст. 216 ТК

Какой орган ответствен на общефедеральном уровне за госполитику в области охраны труда?

Этим органом является Минтруд. Данные функции возложены на него Постановлением Правительства № 610 от 19.06.12. В частности, раздел 2 этого документа описывает соответствующие полномочия данного ведомства. Другие непрофильные органы осуществляют свои полномочия по охране труда в соответствии с принципами ст. 216 ТК. Так, особенности графиков работы для отдельных групп сотрудников устанавливаются после консультаций с Минтрудом и Минздравом (Постановление Правительства № 877 от 10.12.02).

Особо нужно упомянуть и такое специализированное ведомство, находящееся в подчинении Минтруда, как Роструд. Оно действует в соответствии с положениями Постановления Правительства № 324 от 30.06.04. Эта структура является ведущим государственным учреждением по контролю за соблюдением всеми субъектами актуальных норм по безопасности осуществления трудовой деятельности.

Каким законодательством регулируется процесс передачи функций в сфере охраны труда местным властям?

О такой возможности косвенно упомянуто в ч. 2 ст. 132 Конституции. Общий порядок передачи местным властям отдельных полномочий описан в ст. 19 ФЗ № 131 от 06.10.03, посвящённого деятельности органов местного самоуправления. Конкретные нюансы, касающиеся непосредственно сферы охраны труда, содержатся в соответствующих документах, принятых на региональном уровне.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ