О сайте
Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Статья 216 ТК РФ. Государственное управление охраной труда

48

Статья 216 ТК начинает главу 35, посвящённую организации охраны труда. Она отведена под описание аспектов государственного участия в данной области.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Статья 216 ТК РФ

Характеристика ст. 216 ТК

В её начале указано, что государственное управление охраной труда производится в двух форматах:

  • непосредственно Правительством;
  • по поручению Правительства.

Во втором формате управлением в данной области может заниматься как профильная госструктура, так и непрофильные органы исполнительной власти федерального уровня.

В случае если управлением занимаются непрофильные госструктуры, им могут быть предоставлены отдельные полномочия в следующих сферах:

  • правовое регулирование;
  • выдача разрешений;
  • контроль и надзор.

Подчёркнуто, что данные непрофильные госструктуры должны координировать свои операции по охране труда с профильной госструктурой.

Указано, что управление охраной труда на местном уровне производится как федеральными, так и региональными профильными госструктурами. Некоторые полномочия в этой области могут передаваться структурам местного самоуправления. Параметры этой передачи диктуются соответствующим законодательством федерального и регионального уровня.

Далее даётся перечисление функций Правительства и федеральных уполномоченных госструктур по охране труда. В этот список входят девять пунктов:

  • создание новых профильных нормативных актов;
  • разработка федеральных профильных программ и надзор за эффективностью их осуществления;
  • создание норм для профильного обучения сотрудников, менеджеров, владельцев ИП; проверка их знаний; разработка основ обучения оказания немедленной помощи пострадавшим и проведения соответствующих инструктажей и стажировок;
  • составление правил проведения госэкспертизы и оценки условий труда;
  • разработка мер по экономическому поощрению нанимателей к обеспечению ими оптимальных условий труда;
  • координация взаимодействия органов госвласти регионального и общефедерального уровня, объединений нанимателей и профсоюзов по аспектам осуществления профильной госполитики;
  • координация научной деятельности по охране труда и обеспечение распространения инновационного опыта в данной сфере;
  • обеспечение профильного сотрудничества на международном уровне;
  • осуществление других профильных полномочий в соответствии с положениями актуальной нормативно-правовой базы.

В заключение приведены также функции региональных профильных госструктур, многие из которых идентичны вышеперечисленным, хотя реализуются на уровне субъектов РФ:

  • реализация в конкретном регионе мероприятий соответствующей госполитики и целевых программ;
  • создание, ввод в действие и контроль за реализацией целевых программ на уровне региона;
  • координация обучения методам охраны труда, оказанию немедленной помощи пострадавшим, а также проведение мероприятий по проверке соответствующих знаний;
  • проведение на своей территории госэкспертизы условий труда;
  • сбор и обработка данных по параметрам охраны труда на предприятиях, действующих на уровне региона;
  • осуществление других профильных полномочий, не реализуемых федеральными органами, в соответствии с положениями актуальной правовой базы.

Рассмотренная статья, как видно из её положений, детально описывает параметры ответственности госструктур в области охраны труда.

Вопросы по действию положений ст. 216 ТК

Какой орган ответствен на общефедеральном уровне за госполитику в области охраны труда?

Этим органом является Минтруд. Данные функции возложены на него Постановлением Правительства № 610 от 19.06.12. В частности, раздел 2 этого документа описывает соответствующие полномочия данного ведомства. Другие непрофильные органы осуществляют свои полномочия по охране труда в соответствии с принципами ст. 216 ТК. Так, особенности графиков работы для отдельных групп сотрудников устанавливаются после консультаций с Минтрудом и Минздравом (Постановление Правительства № 877 от 10.12.02).

Особо нужно упомянуть и такое специализированное ведомство, находящееся в подчинении Минтруда, как Роструд. Оно действует в соответствии с положениями Постановления Правительства № 324 от 30.06.04. Эта структура является ведущим государственным учреждением по контролю за соблюдением всеми субъектами актуальных норм по безопасности осуществления трудовой деятельности.

Каким законодательством регулируется процесс передачи функций в сфере охраны труда местным властям?

О такой возможности косвенно упомянуто в ч. 2 ст. 132 Конституции. Общий порядок передачи местным властям отдельных полномочий описан в ст. 19 ФЗ № 131 от 06.10.03, посвящённого деятельности органов местного самоуправления. Конкретные нюансы, касающиеся непосредственно сферы охраны труда, содержатся в соответствующих документах, принятых на региональном уровне.

Сохранить:
Скопировать урл
Распечатать
Комментарии
Комментарии

Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Вход на сайт
Регистрация

Нажимая «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с Политикой сайта и Правилами форума

Спасибо за регистрацию на сайте

Смена пароля

Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

КонсультантПлюс
Бесплатная демонстрация системы
Ассистентус — это сайт для малого бизнеса
  • У вас есть вопрос на тему бухгалтерии, налогов, персонала, предпринимательства? Наши штатные консультанты готовы вам бесплатно помочь.
  • На сайте публикуются актуальные новости и статьи, работает Email-рассылка.
  • В нашей базе более 1500 документов с подробными описаниями и файлами для скачивания.
  • У нас много различных сервисов: калькуляторы, календари, справочники, классификаторы.
Отправить сообщение об ошибке