Статья 229.2 посвящена параметрам расследования несчастных случаев, описанных в гл. 36 ТК. Она определяет полномочия лиц, проводящих расследование, материалы, представляемые по его итогам, и другие подобные моменты.
Характеристика ст. 229.2 ТК
В её начале указывается, что при расследовании несчастного случая лица, задействованные в этом процессе, вправе:
- идентифицировать и расспрашивать свидетелей ЧП;
- опрашивать нарушителей нормативов безопасности труда;
- получать ответы от потерпевшего (при возможности);
- получать требуемые данные от нанимателя (его уполномоченного).
К этим лицам относятся:
- участники комиссии по расследованию;
- госинспектор труда (в предусмотренных ТК ситуациях).
Указано, что по предписанию комиссии для нужд расследования наниматель за свой счёт обеспечивает:
- проведение вычислений, лабораторных исследований, прочих работ экспертного характера, а также задействование необходимых специалистов;
- фотографирование/видеосъёмку объекта, где произошло ЧП, повреждённых предметов, составление необходимых чертежей, схем и т.д.;
- транспорт, служебные помещения, приборы для коммуникации, защитный инвентарь (спецодежду и т.д.).
Далее дан перечень документов, которые должны входить в материалы, суммирующие итоги расследования ЧП:
- документ о создании комиссии по расследованию ЧП;
- материалы фото-и видеосъёмок, протокол исследования места ЧП, профильные чертежи, схемы и пр.;
- документы, описывающие рабочее место и присутствие неблагоприятных окружающих факторов;
- выписки из журналов и протоколов инструктажей по безопасности труда и оценки знаний потерпевших в этой области;
- протоколы опросов свидетелей ЧП и соответствующих менеджеров, свидетельства потерпевших;
- выводы профильных экспертов, результаты вычислений и пр.;
- заключение врачей об аспектах повреждений, полученных потерпевшим, или об обстоятельствах его кончины, а также о возможности влияния на него алкоголя, наркотиков и других подобных веществ;
- копии свидетельств, удостоверяющих получение потерпевшим положенного ему защитного инвентаря (спецодежды и пр.);
- выписки из более ранних предписаний, затрагивающих предмет расследования, направленных в адрес нанимателя госинспекторами труда и представителями госструктуры, занимающейся контролем установленной сферы деятельности (если ЧП произошло на объекте, подконтрольном данной госструктуре), а также выписки из соответствующих предписаний представителей профсоюзов, касающихся отслеживания действий нанимателя по устранению полученных от госинспекторов замечаний;
- иные документы, необходимые для разбирательства аспектов ЧП.
Подчёркнуто, что отдельный список документов, относящихся к конкретному расследованию, формируется главой комиссии. Он зависит от специфики и характера ЧП.
Указано, что собранные документы и материалы используются комиссией (госинспектором труда в особых ситуациях, прописанных в ТК) с целью:
- выявления причин ЧП и его обстоятельств;
- идентификации лиц, возможно допустивших нарушения нормативов безопасности;
- разработки предложений по ликвидации обнаруженных нарушений и профилактике подобных ЧП;
- определения, насколько на потерпевшего влияли его деловые отношения с нанимателем;
- выяснения, каким нанимателем осуществлялся надлежащий учёт ЧП;
- определения, насколько корректно классифицировать ЧП как связанное с производством.
Подчёркнуто, что в некоторых вариантах ЧП классифицируются как не связанные с производством. Такое решение принимает комиссия или госинспектор. Это происходит, когда:
- кончина потерпевшего произошла из-за общего заболевания или его самоубийства, что подтверждено соответствующими следственными структурами, медиками или судом;
- кончина или повреждение здоровья произошли из-за употребления потерпевшим алкоголя и иных подобных веществ, что никак не связано с технологическими процессами, если в них используются эти вещества;
- причиной ЧП стали действия (бездействие) потерпевшего, классифицируемые как уголовные преступления.
Подчёркнуто, что ЧП на производстве имеет страховой характер, когда оно произошло с лицом, подлежащим обязательному соцстрахованию от производственных несчастных случаев и профзаболеваний.
Особо упомянут вариант, когда расследование определило, что небрежность застрахованного лица способствовала возникновению ЧП или развитию его последствий для здоровья. Тогда, с ориентацией на мнение местной профорганизации или иного подобного органа, степень вины потерпевшего устанавливается в процентном соотношении.
В конце статьи указано, что положение, затрагивающее нюансы расследования ЧП для отдельных отраслей или организаций, а также формы соответствующих документов утверждаются госструктурой федерального уровня, особо уполномоченной на это Правительством.
Основные вопросы по ст. 229.2 ТК
В каких случаях, упомянутых в данной статье, выяснение обстоятельств ЧП производит госинспектор?
Варианты, когда расследованием занимается госинспектор, описаны в ст. 229.3 ТК. Его участие необходимо, если:
- родственники или близкие потерпевшего (он сам) не согласны с выводами первоначального расследования;
- имела место попытка сокрытия ЧП нанимателем;
- получены объективные данные, указывающие на нарушение процедур расследования.
В данных обстоятельствах госинспектор может расследовать ЧП независимо от его срока давности.
О каких формах документов и положении упомянуто в конце ст. 229.2 ТК?
Она имеет в виду Приложение № 2 к Постановлению Минтруда № 73 от 24.10.02. Оно содержит пять разделов, где описаны специфические моменты, которые нужно принимать во внимание при расследовании ЧП на уровне отдельных отраслей или организаций.
Что касается форм документов, то они содержатся в Приказе Минздравсоцразвития № 275 от 15.04.05 и Приложении № 1 к вышеуказанному Постановлению Минтруда.