Статья 352 ТК посвящена описанию защиты трудовых прав и свобод. Она начинает часть V ТК, где разбираются аспекты защиты этих прав, рассмотрения трудовых споров, ответственности за нарушения трудового законодательства.
Структура ст. 352 ТК
В её начале подчёркивается, что каждый вправе защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.
Упоминается, что базовыми вариантами отстаивания этих прав и свобод являются:
- самозащита сотрудником своих прав;
- защита прав и интересов сотрудников соответствующими профсоюзами;
- федеральный госконтроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право;
- защита в суде.
Данная статья составляет главу 56 ТК, посвящённую базовым положениям в сфере защиты трудовых прав. Она в общем порядке перечисляет варианты получения этой защиты. В следующих главах ТК 57-61 данные варианты разбираются более подробно.
Основные вопросы по использованию ст. 352 ТК
В каких положениях ТК более подробно разбираются опции отстаивания сотрудником своих прав, перечисленные в данной статье?
Каждому из упомянутых в ней вариантов посвящены объединённые в главы отдельные статьи ТК:
- самозащита сотрудником своих прав рассматривается в статьях 379-380 (глава 59);
- отстаивание интересов сотрудников профсоюзами разбирается в статьях 370-378 (глава 58);
- аспекты госконтроля за соблюдением трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право, описываются в статьях 353-369 (гл. 57);
- нюансы судебных разбирательств по трудовым взаимоотношениям описываются в статьях 382-383, 423 ТК.
Также нужно заметить, что некоторые моменты судебных разбирательств между участниками трудовых взаимоотношений затронуты в статьях 22 и 24 ГПК.
Чем обусловлено появление в ТК этой статьи?
Ст. 45 Конституции указывает, что люди могут защищать свои права всеми законными способами. В сфере трудовых взаимодействий эта защита часто заключается в отстаивании сотрудником своих прав во взаимоотношениях с нанимателем. Нужно отметить, что право на разрешение подобных споров упоминается в ст. 2 ТК среди базовых принципов регулирования трудовых взаимоотношений в РФ.
Но зачастую наниматель и сотрудник обладают несопоставимыми возможностями в плане урегулирования трудовых конфликтов:
- экономический потенциал работодателя обычно больше, особенно когда речь идёт о крупных компаниях, в т.ч. международного уровня;
- организационно наниматель тоже оказывается в выгодном положении: его работники разобщены, не всегда знают свои права и как их защищать, а у него есть возможность привлечь профильных юристов и специалистов в HR-сфере;
- социальная российская практика также не предполагает готовности россиян грамотно отстаивать свои права.
Законодателем, исходя из перечисленных факторов, были предусмотрены способы, которыми может пользоваться любой участник трудовых взаимоотношений для отстаивания своих прав. Как подчёркнуто в комментируемой статье, он может:
- обратиться в суд;
- отказаться работать в особых ситуациях, предварительно предупредив нанимателя (самозащита);
- прибегнуть к помощи профильных госструктур, занятых защитой трудящихся;
- обратиться в профсоюз.
Особо нужно подчеркнуть, что данный перечень не является исчерпывающим, поскольку:
- в начале статьи упоминается обо всех способах отстаивания прав, которые не запрещены законом;
- приведённые в ней способы обозначены как основные, т.е. подразумевается, что существуют и другие варианты действий.
К этим вариантам можно отнести обращения в СМИ, международные инстанции, к Президенту и т.д.