Статья 361 ТК посвящена нюансам обжалования решений федеральной инспекции труда, действий (бездействия) её сотрудников. В основном она имеет отсылочный характер.
Структура ст. 361 ТК
Данная статья имеет небольшой объём. В её единственном абзаце говорится, что обжалование решений федеральной инспекции труда, действий (бездействия) её специалистов, принятых в рамках федерального госконтроля (надзора) за соблюдением законов и других актов, содержащих нормы трудового права, производится на базе действующего законодательства РФ о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Стоит заметить, что подобная редакция рассматриваемой статьи действует с середины 2021 года (изменения приняты с помощью ФЗ № 220 от 28.06.21). Ранее предполагалось, что действия госинспекторов труда могут обжаловаться в административном либо судебном порядке.
Основные вопросы по использованию ст. 361 ТК
О каком законодательстве о государственном и муниципальном контроле упоминает данная статья?
Имеется в виду специальный ФЗ № 248 от 31.07.20. Положения данного ФЗ образуют полноценную правовую базу для использования государственного (муниципального) контроля в РФ. В нём затронуты следующие аспекты данного контроля:
- определение его предмета и объектов;
- базовые принципы осуществления контрольных действий – обоснованность, поощрение добросовестности проверяемых субъектов в части соблюдения ими обязательных нормативов, недопустимость злоупотреблений своими полномочиями со стороны проверяющих и т.д.;
- формирование информационной базы для корректной реализации контрольно-надзорных действий – в том числе ведение соответствующих единых реестров;
- нюансы профилактики рисков причинения вреда ценностям, находящимся под защитой закона;
- определение и классификация контролирующих структур и работающих в них специалистов, а также лиц, относящихся к подконтрольным субъектам;
- ключевые гарантии защиты интересов контролируемых субъектов, в том числе право на возмещение ущерба, причинённого неправомерными действиями сотрудников контролирующих структур;
- принципы обжалования решений представителей контролирующих организаций (именно на эти положения ссылается комментируемая статья);
- принципы проведения контрольно-надзорных мероприятий;
- разновидности и специфика контрольно-надзорных мероприятий;
- принципы исполнения решений, вынесенных специалистами контрольных структур и т.д.
Следует отметить, что рассмотренный ФЗ вступил в силу сравнительно недавно, следствием чего является дефицит судебной практики по нюансам его применения и объективная необходимость его доработок законодателями.
Где именно описан процесс обжалования, упомянутый в комментируемой статье?
Аспекты этого процесса рассмотрены в гл. 9 вышеупомянутого ФЗ № 248 от 31.07.20. В статьях 39-43 этой главы разобраны следующие нюансы процесса обжалования решений контролирующих структур и/или действий (бездействия) их сотрудников:
- идентификация лиц, имеющих право на обжалование;
- опция досудебного обжалования;
- установленные форма и содержание жалобы;
- причины для отказа в её рассмотрении;
- алгоритм разбора принятой к рассмотрению жалобы.
Подчёркнуто, что орган, занимающийся рассмотрением жалобы, может выбрать один из четырёх вариантов:
- отказать в удовлетворении жалобы;
- просто отменить её в полном или частичном порядке;
- после отмены вынести своё решение;
- признать действия (бездействие) проверяющих лиц незаконными и вынести соответствующее решение.
Важно отметить, что о развитии событий подавшее жалобу лицо уведомляется с помощью сообщений в личном кабинете на сайте государственных и муниципальных услуг.