Статья 368 ТК посвящена федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору. Она описывает, за какими аспектами в этой сфере наблюдают соответствующие госструктуры.
Структура ст. 368 ТК
В единственном абзаце данной статьи говорится, что госнадзор за соблюдением нанимателями актуальных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических нормативов осуществляется уполномоченными федеральными структурами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Рассмотренная статья, хотя и упоминает о госструктурах, отвечающих за санитарно-эпидемиологический надзор в РФ, не содержит их наименований. Поэтому для толкования её положений используют соответствующие профильные источники.
Основные вопросы по использованию ст. 368 ТК
О каких госструктурах, отвечающих в РФ за санитарно-эпидемиологический надзор, упоминает данная статья?
В отличие от Ростехнадзора, который практически единолично осуществляет контрольно-надзорные функции в сфере промышленности и энергетики, упомянутые в статьях 366-367 ТК, в секторе санитарно-эпидемиологического надзора ситуация иная. Профильные нормативно-правовые источники не предусматривают госструктуры, единолично отвечающей за данный сектор. Эта обязанность, согласно Постановлению Правительства № 476 от 05.06.13, разделена между:
- Роспотребнадзором;
- Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА);
- структурными подразделениями силовых ведомств – МО, МВД, ФСБ и т.д.
В данном постановлении подчёркнуто, что Роспотребнадзор осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор в тех частях, за которые не отвечают другие ведомства.
На ФМБА возложен санитарно-эпидемиологический надзор:
- в отдельных отраслях с наиболее опасными условиями труда;
- на некоторых предприятиях и территориях.
Перечень объектов, подконтрольных ФМБА, содержится в Распоряжении Правительства № 1156-р от 21.08.06.
Специальные структуры силовых ведомств отвечают за данный надзор на спецобъектах, непосредственно связанных с обороной, безопасностью и т.п.
Какие источники раскрывают положения комментируемой статьи?
Базовые моменты по санитарно-эпидемиологическому надзору изложены в вышеупомянутом Постановлении Правительства № 476. В нём разъясняются следующие моменты:
- принципы взаимодействия госструктур, отвечающих за осуществление санитарно-эпидемиологического надзора;
- должностные лица, занятые его организацией;
- в каких источниках излагаются полномочия, которыми пользуются эти должностные лица;
- какие именно компоненты включает в себя госнадзор;
- положения каких ФЗ применяются к отношениям, связанным с госнадзором;
- какова периодичность плановых проверок;
- что является предметом исследований при контрольно-надзорных мероприятиях и пр.
Всего этот документ содержит 28 пунктов, описывающих базовые принципы санитарно-эпидемиологического надзора в РФ.
Что касается полномочий конкретных госструктур, то их подробно описывают следующие источники:
- Роспотребнадзор функционирует на базе Постановления Правительства № 322 от 30.06.04.
- ФМБА действует на основе Постановления Правительства № 206 от 11.04.05.
Другим базовым источником, раскрывающим положения ст. 368 ТК, является ст. 23.13 КоАП. В ней описано, какие административные нарушения могут рассматривать госструктуры, отвечающие за санитарно-эпидемиологический надзор. Например, к ним относятся:
- нарушение актуальных требований к использованию помещений;
- нарушение соответствующих технических регламентов;
- некорректное декларирование соответствия продукции и пр.
Всего ст. 23.13 КоАП упоминает порядка 20 нарушений в санитарно-эпидемиологической сфере. Также в ней перечислены должностные лица, могущие заниматься рассмотрением этих нарушений.