Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Статья 38 ТК РФ. Урегулирование разногласий

423

Статья 38 Трудового кодекса отведена под описание порядка урегулирования спорных вопросов, возникших между организацией-нанимателем и её персоналом, в процессе проводимых ими коллективных переговоров. Она указывает, что по итогам спорных моментов, которые не решены сторонами, должен быть оформлен протокол разногласий.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Статья 38 ТК РФ

Содержание ст. 38 ТК

В начальной части рассматриваемой статьи указывается, что если стороны не пришли к соглашению по вопросам, затрагиваемым в ходе коллективных переговоров, то по итогам неурегулированных моментов составляется протокол. Это необходимо как для отдельного спорного вопроса, так и по всей их совокупности.

Далее прописано, что урегулирование спорных моментов, которые возникли при переговорах коллективного формата, совершается в порядке, указанном в Трудовом кодексе. Эти спорные моменты могут касаться:

  • заключения или модернизации коллективного договора;
  • заключения или модернизации трудового соглашения.

Итак, эта статья указывает на необходимость для сторон составить протокол по нерешённым в процессе трудовых переговорах вопросам, а также искать пути их решения в соответствии с иными статьями Трудового кодекса. Необходимость её присутствия в ТК объясняется потребностью оформить действия сторон трудовых конфликтов между нанимателем и его персоналом в случае появления неурегулированных разногласий.

Параметры применения в практической деятельности ст. 38 ТК

На какой порядок урегулирования спорных моментов между нанимателем и сотрудниками ссылается рассматриваемая статья?

Она ссылается на главу 61 ТК, которая состоит из статей 398-418. В этой главе подробно разобраны основные параметры рассмотрения и урегулирования вопросов трудовой деятельности, возникших между нанимателем и его трудовым коллективом. В том числе в ней описаны правила проведения забастовок, попытки урегулирования путём обращения к посредникам/примирительной комиссии и т.д.

Что именно должно содержаться в протоколе, необходимость которого прописывает ст. 38 ТК?

В протоколе, посвящённом разногласиям, возникшим между сторонами, необходимо задокументировать суть неурегулированных моментов. Для этого каждая сторона записывает свою позицию по проблемному вопросу. Далее представители сторон подписывают согласованный документ. При этом подписи могут ставиться как всеми представителями сторон, так и отдельным лицом, уполномоченным на это участниками переговорного процесса. По итогам протокола возможны дальнейшие действия: выдвижение требований от работников к нанимателю или начало коллективного спора по трудовым вопросам.

Каков дальнейший порядок действий сотрудников после окончания неудачных переговоров и составления протокола разногласий?

Проведение безуспешных переговоров и составление по их итогам протокола разногласий не означает автоматического начала полномасштабного трудового спора. Действующее законодательство даёт сотрудникам возможность первоначально выдвинуть требования к нанимателю по социально-трудовым моментам. Эта опция описана в ст. 399 ТК. И лишь после того, как наниматель отклонил их требования (не отреагировал на них в положенный срок), начинается процедура коллективного трудового спора, основные правила которых описаны в гл. 61 ТК. Т.е. у нанимателя присутствует возможность урегулировать разногласия, зафиксированные в протоколе, не доводя дело до полноформатного коллективного трудового спора.

Какие варианты урегулирования спорных вопросов, которые так и не были решены в процессе переговоров, предусматривает ТК?

В ст. 38 содержится ссылка на гл. 61 ТК. А в ней указано, что если наниматель не согласился на предложения трудового коллектива по решению спорных моментов, то у сотрудников имеются следующие возможности:

  • привлечение примирительной комиссии;
  • разбирательство с участием посредника/в арбитраже.

При этом попытка решения с помощью примирительной комиссии является обязательной.

Если по итогам использования этих инструментов соглашения так и не были достигнуты или наниматель не занимается их выполнением, то у сотрудников имеется право на забастовку. Возможность локаута (приостановки нанимателем работы предприятия с целью давления на сотрудников) запрещена действующим законодательством.


Сохранить:
Скопировать урл
Распечатать
Комментарии
Комментарии

Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс
Пройти тест и узнать цену
  • Здравствуйте!
    Я помощник подбора оптимального комплекта системы КонсультантПлюс конкретно для вашей организации.
    Пройдите тест из 3 вопросов и узнайте индивидуальную цену.
    Пройти тест ⟶
  • 1/3. Кому нужна система?
    Далее ⟶
  • 2/3. Тип доступа к системе?
    Далее ⟶
  • 3/3. Количество пользователей?
    Далее ⟶
  • Спасибо за ответы!
    Мы подобрали для Вас оптимальный комплект с учётом спецпредложений.
    Пройдите на официальный сайт, чтобы оставить свои контакты и Вы узнаете персональную цену.
    Пройти тест ещё раз
Получить цену сразу