Статья 385 ТК посвящена вопросам компетенции комиссии по трудовым спорам. В значительной степени она имеет отсылочный характер.
Структура ст. 385 ТК
В её начале говорится, что комиссия по трудовым спорам (КТС) является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением конфликтов, по которым ТК и другими федеральными законами установлен иной порядок их урегулирования.
Подчёркнуто, что индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если сотрудник самостоятельно или с участием своего представителя не смог уладить имеющиеся разногласия в ходе прямых переговоров с нанимателем.
Рассмотренная статья закрепляет границы полномочий КТС. Для её корректного толкования нужно ознакомиться с источниками, на которые она ссылается.
Основные вопросы по использованию ст. 385 ТК
Что имеет в виду данная статья, когда упоминает о спорах, в отношении которых ТК установлен специальный порядок урегулирования?
Действительно, ТК прямо предусматривает ряд ситуаций, когда разногласия между участниками трудовых взаимоотношений разрешаются без помощи КТС. К ним относятся следующие разновидности индивидуальных трудовых споров:
- между сотрудником и нанимателем-физическим лицом (не ИП);
- между работником и нанимателем-религиозным учреждением;
- не рассмотренные КТС в положенный по закону десятидневный период;
- те, которые рассматриваются именно судами.
Более подробно перечисленные ситуации разбираются в следующих статьях ТК: 308, 348, 390, 391.
О каких исключениях, упомянутых в федеральном законодательстве, говорит эта статья?
Действующее федеральное законодательство предусматривает ряд ситуаций, когда сотрудники госструктур в особом порядке разрешают свои трудовые конфликты. К ним относятся:
- некоторые разновидности трудовых конфликтов, в которых вовлечены гражданские служащие (ст. 70 ФЗ № 79 от 27.07.04);
- служебные споры, в которых участвуют сотрудники ФСИН и ряда других силовых структур (ст. 73 ФЗ от 23.05.16 и др.).
Также об особом порядке рассмотрения индивидуальных трудовых конфликтов в некоторых случаях говорится и в ст. 383 ТК.
Какие вопросы входят в компетенцию КТС?
Спектр вопросов, разбираемых КТС, довольно широк. Обычно к ним относятся споры между сотрудником и нанимателем в отношении:
- величины и порядка выплат зарплат и надбавок;
- внесения изменений в трудовой договор;
- оплаты сверхурочных работ;
- использования наказаний дисциплинарного характера;
- компенсации транспортных и командировочных издержек;
- корректности заполнения трудовой документации и т.д.
Как заметно из этого перечня, в КТС может разбираться значительная часть индивидуальных трудовых конфликтов. Вопросы-исключения, требующие именно судебного разбирательства, перечислены в ст. 391 ТК. К ним относятся:
- компенсация ущерба, причинённого сотрудником (по заявлению нанимателя);
- восстановление на работе;
- изменение записей о причинах увольнения;
- предполагаемая дискриминация;
- компенсация морального ущерба, полученного сотрудником по вине работодателя;
- перевод на другую позицию;
- оплата труда в некоторых ситуациях;
- утечка персональных данных сотрудника по вине нанимателя;
- отказ в трудоустройстве.
Также в ст. 391 ТК подчёркнуто, что лица, работающие в ИП или религиозных учреждениях, разбирают свои индивидуальные конфликты с нанимателем в суде.
Поэтому при рассмотрении границ компетенции КТС можно ориентироваться на ст. 391 ТК. По умолчанию КТС может заниматься всеми вопросами, поднятыми в ходе индивидуальных трудовых конфликтов, но только если они не упомянуты в ст. 391 ТК, которая предусматривает для них судебное разбирательство.