Статья 386 ТК посвящена допустимому сроку обращения в комиссию по трудовым спорам (КТС). Она устанавливает продолжительность данного срока и описывает возможные действия КТС в ситуации его пропуска заявителем.
Структура ст. 386 ТК
В её начале говорится, что сотруднику даётся три месяца для обращения в КТС с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Указано, что в ситуации пропуска вышеуказанного срока по уважительным причинам КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.
Рассмотренная статья даёт возможность КТС урегулировать трудовой спор даже в ситуации, когда предполагаемый пострадавший нарушил срок обращения. Эта возможность доступна, если основания пропуска достаточно резонны. Вместе с тем отсутствуют ясные указания, какие именно причины можно считать уважительными.
Основные вопросы по использованию ст. 386 ТК
Какие причины комментируемая статья считает обоснованными?
В трудовом законодательстве нет закреплённого списка уважительных причин, поэтому членам КТС нужно ориентироваться на существующую практику и разумные соображения. Также нужно принимать в расчёт такие источники, как ст. 80 ТК и п. 5 Постановления Пленума ВС № 2 от 17.03.04, которые содержат неполный перечень уважительных причин. К ним относятся:
- тяжёлая болезнь сотрудника или его беспомощное состояние;
- нахождение сотрудника в рабочей командировке;
- болезненное состояние близкого члена семьи, требующее присутствия заявителя;
- внешние чрезвычайные обстоятельства.
Если КТС считает изложенные заявителем причины резонными, то в своём протоколе она отмечает данный момент и далее спор разбирается по существу.
Заявителю и членам КТС рекомендуется обратить внимание на наличие документов, подтверждающих обстоятельства, указанные заявителем. Их отсутствие может привести к дополнительным юридическим разбирательствам, если наниматель будет не согласен с решением КТС.
Также нужно отметить, что если КТС не сочтёт указанные заявителем основания пропуска сроков резонными, то у него остаётся опция подачи заявления в суд.
О каком рассмотрении спора по существу упоминает комментируемая статья?
Алгоритм действий КТС при разбирательстве трудовых конфликтов подробно изложен в статьях 387-388 ТК. Этот порядок включает следующие этапы:
- Регистрация заявления, поступившего в КТС от сотрудника.
- Определение срока, в который КТС разбирает конфликт – он не должен превышать десять дней с момента поступления заявления.
- Рассмотрение самого спора – этот процесс предусматривает присутствие как заявителя, так и ответчика-нанимателя (возможно и рассмотрение без сотрудника, если от него имеется соответствующее заявление). На рассмотрении обязаны находиться не менее половины членов КТС как от сотрудников, так и от нанимателя.
- Принятие итогового решения – оно принимается простым большинством голосов членов КТС.
- Оформление решения комиссии в письменном виде – копии этого документа вручаются обеим сторонам в течение трёх дней с момента принятия решения.
Также важно отметить, что в ходе рассмотрения спора КТС вправе приглашать на свои заседания экспертов и свидетелей, требовать необходимые документы. Ход заседаний КТС фиксируется с помощью протокола. Этот документ подписывается главой КТС (его заместителем) и заверяется печатью.
Алгоритм исполнения решения КТС подробно изложен в ст. 389 ТК. Указано, что на его исполнение и обжалование в совокупности даётся 13 дней. А в ст. 390 ТК прописан порядок его обжалования или переноса спора в суд.