Статья 399 ТК РФ. Выдвижение требований работников и их представителей

228

Статья 399 ТК посвящена выдвижению требований сотрудников в ходе коллективных трудовых конфликтов с нанимателем. Она носит императивный характер.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Статья 399 ТК РФ

Структура ст. 399 ТК

В её начале указано, что правом выдвижения требований обладают сотрудники и их представители, определённые на базе статей 29-31 и ч. 5 ст. 40 ТК.

Эти требования могут выдвигаться сотрудниками и/или органами, представляющими интересы работников:

  • представительства или другой разновидности отдельного подразделения;
  • организации в целом;
  • ИП.

Упомянуто, что данные требования утверждаются на собрании (конференции) сотрудников, формулируются в письменном виде и отправляются нанимателю представительным органом сотрудников, уполномоченным ими для улаживания трудового спора.

Подчёркнуто, что для выдвижения правомочных требований нужно, чтобы:

  • на конференции присутствовало как минимум 2/3 делегатов;
  • на собрании было не менее 50% трудящихся.

Решение об утверждении выдвигаемых нанимателю требований принимается большинством сотрудников (делегатов), явившихся на собрание (конференцию).

В ситуации невозможности организовать собрание (конференцию) представительный орган сотрудников может самостоятельно утвердить своё решение, для чего достаточно собрать подписи более 50% сотрудников.

Подчёркнуто, что наниматель обеспечивает сотрудников (их представителей) помещением для собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать данному мероприятию.

Упомянуто, что требования профсоюзов и их объединений (действующих на общефедеральном и других уровнях) выдвигаются их выборными органами, уполномоченными на это соответствующими уставами, и направляются ими другим участникам социального партнёрства.

Подчёркнуто, что требования (их копии) могут направляться (в т.ч. в электронном виде) в госучреждение, занимающееся улаживанием коллективных трудовых конфликтов. В данной ситуации госучреждение должно проконтролировать получение требований (их копий) другим участником этого конфликта.

Основные вопросы по практическому использованию ст. 399 ТК

О каком госучреждении упоминается в конце данной статьи?

Имеется в виду Роструд. Одной из основных функций этой госструктуры, как указано в Постановлении Правительства № 324 от 30.06.04, является улаживание трудовых споров коллективного характера. Об этом говорится в пунктах 1, 5.3.3 и 5.5.10 этого документа.

Конкретные полномочия Роструда в плане урегулирования данных конфликтов разобраны в профильных нормативных документах (Приказ Роструда № 196 от 22.07.19 и др.).

Кто вправе первым начинать коллективный трудовой спор?

В комментируемой статье не упоминаться о возможности нанимателя первым начинать данный конфликт. Такая опция предусмотрена только для сотрудников или их представителей. Причём эти субъекты определяются на базе соответствующих статей ТК:

  • ст. 29 говорит, что представителями сотрудников могут быть как разнообразные профсоюзы, так и иные субъекты;
  • ст. 30 перечисляет возможности первичных профорганизаций по защите интересов работников, в том числе и не состоящих в профсоюзе;
  • ст. 31 указывает, в каких ситуациях сотрудников могут представлять иные субъекты (не профорганизации);
  • ч. 5 ст. 40 ТК разбирает ситуацию, когда нужно выбрать лицо, представляющее интересы сотрудников какого-то подразделения организации-нанимателя.

Важно отметить, что требования к нанимателю, формулируемые перечисленными субъектами, должны удовлетворять условиям, закреплённым в ст. 399 ТК.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ