Статья 416 ТК посвящена нюансам ответственности за уклонение от участия в примирительных процедурах, невыполнение соглашения, достигнутого по итогу данных мероприятий, отказ от исполнения решения арбитража. Частично она носит ссылочный характер.
Структура ст. 416 ТК
В её начале говорится, что представители нанимателя (их объединений) подлежат дисциплинарной (в соответствии с ТК) или административной ответственности (в соответствии с профильными источниками) за уклонение от получения требований сотрудников и участия в примирительных мероприятиях.
Отдельно приведены примеры данных манипуляций:
- непредоставление помещения для собрания (конференции) сотрудников, посвящённой выдвижению требований или объявлению забастовки;
- организации искусственных препятствий для проведения собрания (конференции) сотрудников.
Подчёркнуто, что представители нанимателя (их объединений) и сотрудников привлекаются к административной ответственности (в соответствии с профильными законами), если они виновны в следующих нарушениях:
- невыполнение обязательств по договорённостям, сформированным по итогам примирительной процедуры;
- неисполнение (отказ от исполнения) решения арбитража.
Рассмотренная статья нацелена на закрепление положений гл. 61 ТК, описывающих примирительные мероприятия, используемые в ходе трудового конфликта между сотрудниками и нанимателем. Она устанавливает наказание за саботаж и игнорирование результатов данных процедур, способствуя таким образом их добросовестному выполнению.
Основные вопросы по практическому использованию ст. 416 ТК
Какие источники регламентируют наказание за нарушения, предусмотренные в первой части этой статьи?
Административное наказание для нанимателя (его представителя) за нежелание получать требования сотрудников и участвовать в примирительных мероприятиях прописано в ст. 5.32 КоАП. Она устанавливает штраф за это нарушение от одной до трёх тысяч рублей. Нужно заметить, что в ней не упоминается об ответственности для лиц, представляющих сотрудников, в отличие от ст. 416 ТК.
Что касается дисциплинарных наказаний, то в ст. 192 ТК специально упомянуты три их разновидности:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
Данный список носит неполный характер, поскольку в этой же статье говорится, что соответствующими источниками могут устанавливаться и другие разновидности дисциплинарных наказаний, предназначенные для отдельных групп сотрудников, характер работы которых предполагает значительную отраслевую специфику. Например, подобные наказания предусмотрены в отношении следующих групп:
- сотрудники ж/д транспорта – Постановление Правительства № 621 от 25.08.92;
- служащие таможенных структур – Указ Президента № 1396 от 16.11.98;
- пожарные – посвящённый пожарной службе в РФ ФЗ № 141 от 23.05.16.
Подобные положения действуют также в отношении сотрудников силовых структур, судей и других подобных категорий госслужащих.
Отдельно нужно заметить, что увольнение, как мера наказания, носит крайний характер. Оно применяется, когда сотрудник сознательно грубо нарушил существующие правила.
О какой именно ответственности говорится во второй части данной статьи?
Имеется в виду специальная ст. 5.33 КоАП, которая предусматривает наказание для нанимателя (его представителя) в форме штрафа от двух до четырёх тысяч рублей за саботаж договорённостей, ставших итогом примирительных мероприятий.
Следует помнить, что срок давности по этой статье, как и по ст. 5.32 КоАП, – один год.