Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Статья 86 ТК РФ. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты

256

Ст. 86 ТК отведена под описание требований при работе с личными данными служащего и гарантий их защиты. Она начинает гл. 14 ТК.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Статья 86 ТК РФ

Положения ст. 86 ТК

В её начале подчёркивается, что для обеспечения личных прав и свобод наниматель и его представители при обработке персональных данных служащего должны придерживаться нижеперечисленных критериев:

  1. обработка упомянутых сведений может производиться лишь для обеспечения соблюдения законов, помощи служащим в трудоустройстве, образовании и карьерном росте, их безопасности, мониторинга выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
  2. при идентификации объёма и содержания обрабатываемых данных наниматель обязан ориентироваться на Конституцию, ТК и прочие общефедеральные законы;
  3. все личные данные служащего нужно получать у него. Если их можно получить лишь у третьей стороны, то сотрудника нужно предупредить об этом заранее и получить от него письменное согласие на доступ к информации. Наниматель при этом сообщает подчинённому о целях, источниках и методах получения данных, а также об их характере и последствиях, если служащий откажется дать упомянутое согласие;
  4. наниматель не вправе получать и обрабатывать сведения о сотруднике, относящиеся по законодательству РФ в области персональных данных к специальным категориям этих данных, за исключением ситуаций, прописанных в ТК и других общефедеральных законах;
  5. наниматель не вправе получать и обрабатывать личные данные подчинённого о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением ситуаций, прописанных в ТК или других общефедеральных законах;
  6. при принятии решений, затрагивающих интересы служащего, наниматель не вправе основываться на данных сотрудника, полученных только путём их автоматизированной обработки или электронного получения;
  7. защита данных от некорректного их использования или утраты реализуется нанимателем за счёт его ресурсов в порядке, закреплённом в ТК и прочих общефедеральных законах;
  8. трудящиеся и их представители должны быть ознакомлены под роспись с профильными документами нанимателя, закрепляющими алгоритм обработки личных данных служащих, а также об их правах и обязанностях относительно данной сферы;
  9. служащим не нужно отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
  • наниматели, сотрудники и их представители обязаны вместе разрабатывать меры защиты персональных данных служащих.

Рассмотренная статья досконально разбирает принципы, которыми обязан руководствоваться наниматель при обращении с личными данными подчинённых. Учитывая, что упомянутые данные зачастую содержат чувствительную информацию, существование отдельной статьи, регулирующей эти вопросы, представляется вполне разумным.

Вопросы по ст. 86 ТК

Что подразумевается в этой статье под обработкой данных?

Имеется в виду весь комплекс работы с информацией:

  • её сбор из разных источников, в первую очередь из документов, заполненных самим сотрудником;
  • сама обработка – систематизация, проверка достоверности, первичный анализ и пр.;
  • хранение – как в электронном, так и бумажном формате;
  • передача – как в отношениях с внешними структурами, так и внутри организации;
  • удаление – ликвидация информации согласно утверждённым процедурам, например, по истечение срока давности.

Полное определение обработки дано в п. 3 ст. 3 профильного ФЗ №152 от 27.07.06, посвящённого обращению с личными данными.

Какие источники используются для получения сведений, обращение с которыми регулирует рассмотренная статья?

Таких источников довольно много. Они образуются из трёх групп:

  • документов, самолично заполненных и/или представленных служащим;
  • созданной работодателем кадровой документации, которая затрагивает сотрудника;
  • документов, имеющихся у сотрудника.

Примеры из этих групп:

  • анкета, заполняемая кандидатом при его трудоустройстве;
  • приказы руководства, относящиеся к конкретному сотруднику;
  • копии паспорта, военного билета и тому подобной документации;
  • объяснительные, написанные сотрудником по результатам анализа каких-то нестандартных ситуаций с его участием и пр.

В современном бизнесе собранная из этих источников и агрегированная информация является сама по себе довольно ценным активом. В индивидуальном случае она может дать доступ менеджерам и коллегам к личной информации служащего (номеру его телефона, адресу и т.д.). Если же в системе защиты информации организации существует брешь, то личные данные сотрудника, объединённые с информацией о его коллегах, может быть выставлена на продажу третьим лицам в неформальном порядке.

Отдельно следует заметить, что с развитием интернета, государственных онлайн-ресурсов, соцсетей часть личных сведений неизбежно оказывается в открытом доступе помимо желания нанимателя. Так, многие пользователи соцсетей выкладывают сведения о себе в открытый доступ.

Какая ответственность полагается для нанимателя при обнаружении нарушений, допущенных им при обращении с персональными данными подчинённых?

Актуальное законодательство предполагает в подобной ситуации две формы наказаний.

Административные наказания назначаются на базе: ч. 1, 2 ст. 5.27 и ст. 13.11 КоАП. Обычно они предусматривают штрафы, но при рецидиве допускается и дисквалификация. Величина штрафов варьируется в зависимости от категории нарушителя и степени рецидива.

Уголовная ответственность наступает на базе ст. 137 УК. Она включает такие формы, как штрафы, арест, запрет на занятие определённых позиций.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке