Запуская новый бизнес, предприниматель понимает, что мгновенной прибыли ждать не приходится. Момент, когда у фирмы появляется возможность стать прибыльной, называют точкой безубыточности. Встречаются также термины «критическая точка», «порог рентабельности». Это всё одно и то же понятие, имеющее большое практическое значение. Как рассчитать точку безубыточности, от чего она зависит и какие выводы позволяет сделать такой расчет, расскажет статья.
Как рассчитать точку безубыточности?
Что это такое
Точка безубыточности — это:
- объем производства и продаж, при котором доходами покрываются расходы;
- момент, начиная с которого производство и реализация начинают приносить прибыль.
Прибыль, то есть разница между доходами и затратами, в этой точке нулевая. Показатель выявляет то количество товара, работ, услуг, которое необходимо реализовать, чтобы «выйти в ноль». До достижения значения точки безубыточности фирма убыточна, после перехода точки безубыточности – прибыльна.
Рассчитывается показатель двояко: в натуральном и стоимостном выражении.
Как рассчитывается и что характеризует маржинальный доход?
Как рассчитать
Для расчета показателя берутся следующие данные по товарам (работам, услугам):
- объем производства и продаж в натуральных единицах (ОПиП);
- продажная цена единицы продукции (ПЦ);
- себестоимость единицы продукции по переменным расходам (ССТпр);
- постоянные расходы (ПСТР);
- переменные расходы (ПРМР);
- выручка (В).
Как внешние и внутренние пользователи могут использовать информацию о точке безубыточности?
Переменными расходами считаются ТМЦ, п/фабрикаты, комплектующие, расходуемая энергия, заработная плата рабочих с отчислениями и др. Постоянными расходами считаются амортизация, заработная плата АУП (оклады) с отчислениями, арендная плата за административные помещения и др.
Переменные расходы ПРМР (их еще называют динамическими) берут либо из отчетности, готовое значение, либо используют равенство ПРМР = ОПиП*ССТпр – объем производства и продаж умножается на переменные расходы единицы продукции. Все показатели берутся за один и тот же период.
На заметку! В производстве чаще рассчитывают показатель в натуральных единицах, а в торговле – в стоимостных.
В натуральных единицах
При расчете в натуральных единицах (по объему производства и продаж) формула будет такой:
ТБн = ПСТР / (ПЦ – ПРМР / ОПиП).
При этом величина ПРМР/ОПиП и представляет собой, как уже было сказано, переменные расходы на единицу продукции.
Пример: пусть условно постоянные расходы фирмы — 70 тыс. руб., переменные расходы в единице продукции — 110 руб., продажная цена (цена реализации) — 250 руб. Показатель безубыточности в натуральном выражении равен:
ТБн = 70000 / (250 — 110) = 70000 / 140 = 500 ед. – точка безубыточности.
По стоимости (по выручке)
Если натуральный показатель ТБн умножить на цену реализации, получим его денежный эквивалент. ТБс = ТБн * ПЦ = 500 * 250 = 125000 руб. – точка выхода «в ноль» по валовому доходу.
Можно применить такую формулу:
ТБс = (В * ПСТР) / (В — ПРМР).
Пример: пусть условно постоянные расходы фирмы — 70 тыс. руб., переменные расходы — 75 тыс. руб., выручка — 120 тыс. руб. ТБс = (120000 * 70000) / (120000 — 75000) = 8400000000 / 45000 = 186667 руб. При реализации в указанном объеме убытки фирмы нулевые.
Для чего это нужно
В практике управления расчет критической точки применяется для оценки финансовых возможностей предприятия, как на уровне внешних пользователей информации (партнеров по бизнесу, госструктур), так и внутренних (руководителей производства, сектора продаж, аналитиков, собственников, владельцев акций, и др.).
Рассчитав порог рентабельности, можно:
- определить период окупаемости бизнеса в целом и отдельных его составляющих (например, определенной товарной новинки при ее реализации);
- определить стоимостные показатели реализации, оптимальные в определенных условиях, в том числе и цены.
Кроме того, если анализировать точку безубыточности и факторы, на нее влияющие, в динамике, можно выявить проблемные моменты цикла «производство — продажа» и оперативно их устранить. Это касается изменения цен на продукцию, затрат на производство и реализацию и того, как они влияют на доходы.
При проведении финансового анализа на основе точки безубыточности:
- специалист-аналитик обратит внимание, насколько близко фирма находится к точке безубыточности, и сделает вывод о ее финансовой устойчивости;
- руководитель отдела продаж обратит внимание на оптимальную цену товара или услуги, которая при определенном уровне издержек дает возможность «отойти» от точки безубыточности и говорить о прибыльности;
- руководитель производства обратит внимание на объем производства, при котором товар не будет залеживаться на складе, а сразу пойдет в реализацию и даст желанную прибыль;
- кредиторов фирмы заинтересует уровень платежеспособности, прямо связанный с прибыльностью, и т.д.
Тезисно
- Точка безубыточности представляет собой показатель, при котором доходы покрывают издержки, но прибыли еще нет.
- Исчисляется в натуральных и денежных единицах, с использованием ряда показателей, среди которых постоянные и переменные издержки, цена продажи, объем производства и реализации, переменные расходы в единице продукции.
- Показатель находит широкое применение в финансовом анализе работы фирмы, как внутри самой фирмы, так и среди внешних пользователей – контрагентов, госструктур.