Ведение бизнеса предполагает исполнение большого числа требований и норм. У предпринимателей то и дело возникает опасность нарушить букву закона, что-то пропустить или неверно интерпретировать. За нарушением следуют санкции, и развивать бизнес становится проблемой. Решение наше Правительство видит в создании реестра обязательных требований к бизнесу. Сервис уже запущен. На начальном этапе он работает в пилотном режиме, база сведений постоянно расширяется.
Кто и как формирует реестр
Постановление Правительства № 128 от 6/02/21 г. утверждает касающиеся реестра правила. Документ описывает формирование, ведение и актуализацию (регулярное обновление) сведений, содержащихся в реестре.
Первоначальные сведения органами федеральной исполнительной власти уже внесены согласно плану. Если в силу вступает новый законодательный акт, который содержит новое требование к бизнесу, не позднее пятидневного срока в рабочих днях обновления должны появиться в реестре. В определенных случаях законодатель увеличивает срок до десяти дней (п. 19, 20 Постановления). Такие же сроки действуют при внесении обязательных изменений в законодательный акт, когда уже действующие требования корректируются.
В формировании базы на сегодняшний день принимают участие:
- Роструд.
- Роспотребнадзор.
- Росаккредитация.
- МЧС России.
- Минстрой России.
Контролировать реестр будет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры). Работа ведется совместно с Минэкономразвития.
Что получает бизнес
Реестр обязательных требований представляет собой Федеральную государственную информационную систему (ФГИС).
Минцифры заявляет о широких возможностях системы:
- автоматическое определение в текстах нормативных актов обязательных требований;
- проверка нормативно-правовых актов на дублирование;
- использование ее как единой платформы для взаимодействия всех заинтересованных в развитии ФГИС сторон (правовых экспертов, органов надзора, правительственных аналитиков и пр.);
- отслеживание устаревших правовых норм и пересмотр актов с обязательными требованиями;
- возможность анализировать наиболее частые нарушения и выявлять причины.
Такая работа, по заверению чиновников, приведет к созданию системы, полезной как органам государственной власти, которые устанавливают новые законодательные требования и контролируют их исполнение, так и бизнесу, работающему по этим нормам.
Пока в проекте работают 5 федеральных органов исполнительной власти, но у Минцифры есть планы по его масштабированию в дальнейшем.
Уже сейчас представители бизнеса могут использовать ФГИС для упрощения работы с юридическими текстами, что позволит:
- минимально контактировать с органами контроля и надзора;
- сократить время на изучение НПА, выбирая лишь самую необходимую информацию из официальных текстов;
- сориентировать в правовом поле начинающих предпринимателей, открывающих тот или иной бизнес;
- минимизировать число нарушений;
- уменьшить административное давление на бизнес.
Работа бизнеса в целом должна стать более легкой и прозрачной.
Как им пользоваться
Структуру реестра можно оценить как простую и удобную. Не нужно обладать углубленными юридическими и иными знаниями, чтобы найти нужную информацию и воспользоваться ею.
Имеется два основных раздела:
- обязательные требования;
- акты.
Первая закладка представляет собой общую базу требований для бизнеса. Загружено приблизительно 4,5 тыс. требований, идет дальнейшее наполнение базы. Каждое требование подробно описано.
Пример требования: работники торговли, имеющие контакт с пищевой продукцией, обеспечиваются санитарной одеждой. Пользователь сразу видит краткое описание требования, ОКВЭД, при которых оно актуально (46, 47), какой орган осуществляет контроль (Роспотребнадзор). Большая часть информации – это ссылки, раскрывающие краткие формулировки более полно. Заинтересованный бизнесмен может узнать:
- описание кодов ОКВЭД;
- статус требования (действующее или нет);
- до какого срока действует;
- каким актом установлено;
- какова конкретная ответственность за нарушение и пр.
Отдельно собраны актуальные законодательные акты (уже свыше 500) с аналогичным описанием: к какому ОКВЭД относится, кто контролирует исполнение и пр.
Ресурс работает как единая поисковая система. Основная информация, необходимая на старте, – актуальный для фирмы ОКВЭД. Информацию можно при необходимости отфильтровать и уточнить. Как пользоваться поиском, интуитивно понятно сразу, и сложностей обычно не вызывает.
Есть интересная и полезная функция самопроверки бизнеса. Прошедшим по ссылке предлагается ответить на несколько вопросов, касающихся их фирмы. В результате тестирования сервис выдаст информацию, какие контролирующие органы могут проверить ее работу.
Принимаются предложения по улучшению работы портала. Их можно оставить, используя форму обратной связи внизу страницы. Перейти к форме можно по ссылке или через QR-код. Проект можно найти по адресу https://ot.gov.ru/
Сервис запущен в тестовом режиме. Очевидно, что Минцифры рассчитывает привлечь к работе по его улучшению не только специалистов и чиновников контролирующих органов, но и рядовых пользователей.