Товарный знак (ТЗ) компании – это один из элементов ее продвижения на рынке. Он делает бренд более узнаваемым для потребителя, отделяет товар от продукции конкурентов. Нельзя просто нарисовать товарный знак. Нужно его зарегистрировать. Процесс разработки знака делится на ряд этапов, каждый из которых важен.
Вопрос: Имеются ли основания для обжалования решения Роспатента об отказе в регистрации товарного знака, если обоснование факта отсутствия различительной способности обозначений подтверждено единичной информацией из сети Интернет?
Посмотреть ответ
Алгоритм действий
Многие компании предлагают свои услуги по регистрации ТЗ. Однако с этим вполне можно справиться самостоятельно, сэкономив свои средства.
Вопрос: Как отражаются в учете организации-правообладателя операции, связанные с продажей исключительного права на зарегистрированный товарный знак?
Договорная стоимость отчуждаемого права составляет 852 000 руб., в том числе НДС 142 000 руб. По данным бухгалтерского и налогового учета первоначальная стоимость товарного знака, учитываемого в составе нематериальных активов (НМА), составляет 600 000 руб. Сумма начисленной на момент отчуждения НМА амортизации (включая месяц отчуждения) — 360 000 руб. Оплата от приобретателя права поступает после регистрации отчуждения исключительного права на товарный знак. В соответствии с условиями договора расходы, связанные с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на товарный знак, несет правообладатель.
Посмотреть ответ
Разработка
Сначала заказывается разработка товарного знака. Обращаться следует в специализированную компанию с хорошим портфолио. Знак может выражаться через следующие формы:
- Слова.
- Изображения.
- Объемные фигуры.
- Мелодия.
Допускается комбинация нескольких компонентов.
Как отражаются в бухгалтерском учете расходы на уплату пошлины за регистрацию товарного знака?
Проверка уникальности товарного знака
Разработанный товарный знак не должен совпадать с ТЗ, которые уже были зарегистрированы. Рекомендуется пройти два этапа проверки:
- На бесплатных сервисах. Здесь содержатся данные об уже существующих товарных знаках.
- На платных сервисах. Здесь есть информация о товарных знаках, которые существуют пока только в формате заявки на регистрацию.
ВАЖНО! К платным сервисам имеет доступ только Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) и фирмы, занимающиеся защитой интеллектуальной собственности. Поэтому на этапе полной проверки уникальности придется обращаться к ним.
ВНИМАНИЕ! В статье 1483 ГК РФ есть перечень оснований для отказа в регистрации знака. Он включает в себя низкую уникальность разработки, ее схожесть с другими проектами (особенно из той же отрасли).
Выбор класса МКТУ
Обычно при выборе класса по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) прибегают к помощи экспертов. При самостоятельной работе с классификатором можно пользоваться методическими указаниями Роспатента.
Как учесть расходы на уплату госпошлины за регистрацию товарного знака при расчете налога на прибыль?
Подготовка заявки
Подготавливать заявку следует только после того, как предыдущие шаги выполнены: товарный знак уникален, ему присвоен класс товара согласно МКТУ. Руководителю компании нужно подготовить заявку. Образец ее находится на сайте Роспатента. В заявке-анкете указываются следующие данные:
- ФИО ИП или название ООО.
- Местоположение организации, почтовый индекс.
- Регистрационный код.
- Описание логотипа, подлежащего регистрации: использованные элементы, их количество, расшифровка аббревиатур.
- Перечень продукции или услуг, при рекламе которых будет использоваться товарный знак.
- Числовые коды этих товаров и услуг.
Особенности регистрации товарных знаков, используемых предприятиями сферы ритейла
ИП нужно предоставить следующие документы:
- Паспорт.
- Свидетельство о регистрации ИП.
ООО также нужно подготовить бумаги:
- Копию Устава организации.
- Копию Учредительного договора.
Все копии должны быть заверены у нотариуса.
И ИП, и ООО нужно подготовить следующие документы:
- Эскиз товарного знака в количестве шести штук: цветное изображение на квадрате 8 на 8 см.
- Квитанции об уплате пошлины за рассмотрение документов и каждый из товарных классов.
ВАЖНО! Рекомендуется обратить особое внимание на оформление бумаг. Чем более аккуратным будет руководитель при прохождении этого шага, тем меньше времени уйдет на регистрацию. Если же в предоставленных документах были выявлены ошибки, Роспатент будет задавать уточняющие вопросы, что растянет срок процедуры.
Подача документации
Собранные документы вместе с заявкой нужно подать в Роспатент (в его региональные отделы). Сделать это можно следующими способами:
- При личном посещении.
- По почте (заказным письмом с описью вложений).
- По факсу (в любом случае позже придется предоставлять оригиналы бумаг).
- Электронной заявкой.
Бумаги принимаются под расписку об их получении. Специалисты Роспатента составляют опись документации. Каждой анкете-заявке присваивается свой номер.
К СВЕДЕНИЮ! В столице головной офис Роспатента расположился на Бережковской набережной (дом 30, корпус 1).
Отслеживание статуса заявки
Регистрация товарного знака – это очень длительный процесс. Одна экспертиза, направленная на выявление возможности регистрации, длится около 8-14 месяцев. Она подразделяется на следующие этапы:
- 2-3 месяца проверяется корректность оформления заявки. Также специалисты смотрят, полный ли пакет документов собрал руководитель, соответствует ли разработанный товарный знак существующим нормам.
- Проводится дальнейшая экспертиза, за которую взимается дополнительная плата. Они должны быть оперативно предоставлены. На этом этапе проводится экспертиза самого товарного знака. Это самая ответственная часть мероприятия, длящаяся 6-12 месяцев. Проводится сравнение знака с уже существующими ТЗ. Проект проверяется на сходство со всеми логотипами мира.
ВАЖНО! Нужно иметь в виду, что на этапе экспертизы логотипа Роспатент может в любой день запросить недостающий документ или уточняющую информацию. Если требуемая бумага не будет предоставлена в течение 2 месяцев, заявка аннулируется. Придется начинать процедуру сначала.
Выдача сертификата
После проведения экспертизы возможны 2 вероятных исхода:
- Отказ в регистрации. При этом Роспатент направляет предпринимателю сопроводительное письмо с аргументами в пользу принятого решения. Если руководитель убежден в своей правоте, он может оспорить решение Роспатента через суд. Для этого нужно оформить иск с обжалованием отказа.
- Согласие зарегистрировать товарный знак. В этом случае руководителю выдается свидетельство о регистрации. Перед его получением нужно оплатить госпошлину за сертификат. Квитанция о произведенном платеже направляется в Роспатент.
Во втором случае свидетельство о регистрации направляется почтой. Выдается оно в течение 4 месяцев с момента окончания экспертизы и направления соответствующего уведомления. Информация о зарегистрированном логотипе публикуется в специальном бюллетене.
ВАЖНО! Срок действия свидетельства составляет 10 лет. После этого срока товарный знак использовать нельзя. Период действия можно продлить. Это длительная процедура, которая может занять год, а потому желательно подавать заявку в Роспатент заблаговременно.
Сколько стоит зарегистрировать товарный знак?
На всем протяжении регистрации предпринимателю приходится оплачивать различные пошлины. Рассмотрим перечень платежей, которые нужно совершить:
- Подача анкеты-заявки – 2 700 рублей (при подаче электронной заявки предоставляется скидка 15%).
- Экспертиза одного класса продукта или услуги – 11 500 рублей.
- Добавочные классы – 2 050 рублей за каждый.
- Продление двухмесячного ограничения при ответе на запрос Роспатента – 850 руб/месяц.
- Внесение корректировок в поданную заявку и сопроводительные бумаги – 4 900 рублей.
- Сама регистрация товарного знака и получение сертификата – 16 200 рублей.
Регистрация товарного знака – дорогая и длительная процедура. Поэтому к ней обычно прибегают только крупные компании.
Последствия
Зарегистрированный логотип – это интеллектуальная собственность. Он вписывается на баланс организации как нематериальный актив. Если руководитель обнаружит, что его логотипом кто-то пользуется, он вправе подать в суд на лиц, нарушающих закон. Предпринимателю, скорее всего, будет выплачена компенсация, а нарушитель больше не сможет использовать знак. Права на логотип могут передаваться по желанию его владельца.