Финансовый анализ – один из наиболее важных факторов успешного управления предприятием. Он базируется на расчете и анализе целого ряда показателей, обобщающих бухгалтерские, финансовые данные и позволяющих принимать обоснованные управленческие решения. Система показателей финансового анализа предприятия, ее формирование — тема нашей статьи.
Как формируется система показателей
Прежде всего обратим внимание на следующее: единой системы финансовых аналитических показателей на сегодняшний день не выработано; однако только коэффициентов, характеризующих финансовое состояние, насчитывается более двухсот.
Комплексный, системный подход выгодно отличается от практики расчета отдельных показателей финансового анализа, информативность которых, не подкрепленная другими данными, нередко оказывается близкой к нулю.
При формировании показателей в первую очередь фиксируют данные, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятия. Их основу составляют данные бухучета, бухгалтерской, финансовой отчетности.
Формируемые показатели можно условно рассматривать в виде двух больших групп:
- состояние ресурсов;
- использование ресурсов.
Состояние ресурсов описывают показатели величины, достаточности для данного производства, их структура (экстенсивные показатели) и показатели финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности (интенсивные показатели).
Использование ресурсов описывается показателями товарного оборота, затрат, притока денежных средств, прибыли либо убытка (экстенсивные показатели), рентабельности, оборачиваемости (интенсивные показатели).
Система показателей строится от общего к частному, т.е. сначала исчисляются укрупненные, обобщенные показатели, характеризующие состояние предприятия в целом за период. Далее ведут работу, соотнося возможности сбора данных, применения показателей, анализа, с управленческими целями и их масштабом.
В качестве целей финансового анализа могут выступать:
- сравнение показателей работы предприятия с аналогичными по отрасли, у конкурентов;
- сравнение показателей работы предприятия по годам;
- сравнение плановых и фактических показателей;
- выработка новых приемов, стратегии развития предприятия;
- оценка масштаба изменений;
- оценка факторов, препятствующих им.
Группировка показателей
Все показатели разделяются на абсолютные (объемные) и относительные. Последние еще называют финансовыми коэффициентами либо финансовыми показателями.
К объемным показателям относятся в первую очередь:
- итог (валюта) баланса;
- объем чистых активов;
- объем уставного капитала;
- выручка за период;
- прибыль за период;
- положительный денежный поток (поступление денег, денежный приток) за период;
- отрицательный денежный поток (выплаты, денежный отток) за период и др.
К сведению! Денежный поток, как правило, анализируется еще и по видам деятельности.
Финансовые коэффициенты могут подразделяться по-разному. Одна из распространенных группировок приведена далее:
- Ликвидность. Применяются коэффициенты текущей, абсолютной, быстрой ликвидности.
- Рентабельность. Можно выделить в первую очередь рентабельность активов, чистых активов, оборотных средств.
- Оборачиваемость активов. Кроме общей оборачиваемости активов, может исчисляться оборачиваемость чистых активов, ТМЦ, задолженности, как кредиторской, так и дебиторской, средний период их погашения и пр.
- Рыночная стоимость. Исчисляется прибыль на 1 акцию, дивидендный доход, коэффициент реальной стоимости активов предприятия и пр.
К этой группировке могут добавляться категории:
- Финансовая устойчивость (коэффициент соотношения собственных и заемных средств, обеспеченности запасов собственными средствами, сохранности собственного капитала и пр.).
- Эффективность труда. Основная обобщенная формула включает в себя объем работы в единицу времени в отношении к произведению «численность * качество». Качественный показатель при этом может устанавливаться предприятиями (например, процент сдачи продукции с первого предъявления). Исчисляют и другие показатели, например, затраты труда на полученную прибыль. Известный показатель эффективности труда – производительность труда.
Применяются и более расширенные группировки, например, разделение на коэффициенты, характеризующие:
- операционный анализ;
- анализ аналогичных издержек;
- управление активами;
- ликвидность;
- рентабельность;
- структуру капитала;
- обслуживание долга;
- рыночные показатели.
Включение в систему показателей финансового анализа новых группировок связано, как правило, с расширением числа используемых коэффициентов.
Внимание! Некоторые специалисты предлагают строить систему показателей финансового анализа предприятия как совокупность именно финансовых коэффициентов. Другая точка зрения базируется на необходимости рассматривать два вида показателей — объемные и финансовые коэффициенты — в комплексе.
Практика использования показателей
На выбор показателей, составляющих систему финансового анализа конкретного предприятия, оказывают влияние многие факторы: объем производства, наличие или отсутствие обособленных подразделений, особенности технологии производства, организационно-правовая форма и другие.
Наиболее часто используются:
- различные виды рентабельности (рентабельность продаж по прибыли от реализации и балансовой прибыли, собственного капитала, рентабельность затрат);
- коэффициенты ликвидности (текущей и абсолютной);
- коэффициент, характеризующий обеспеченность собственными оборотными средствами;
- коэффициент текущей платежеспособности;
- коэффициент финансовой независимости (автономии);
- показатель соотношения собственных средств и заемных;
- различные коэффициенты оборачиваемости (общей, мат. активов, средств, кредиторской задолженности, собственного капитала);
- фондоотдача;
- период оборачиваемости собственного капитала.
При этом объемные показатели (выручка, прибыль, денежные потоки) включаются в общую схему анализа практически повсеместно.
Принятая на предприятии система показателей финансового анализа, методики расчета показателей и анализа данных отражается в ЛНА.