Слип-чек ─ это документ, который может выдать организация, работающая по схеме эквайринга. Дело в том, что слип подтверждает оплату покупки банковской карточкой и распечатывается специальным устройством ─ платежным терминалом или импринтером. В некоторых случаях кассир-операционист может самостоятельно оформить документ.
Выдача эквайринг-чека ─ это еще не гарант поступления средств, потому что слип подтверждает запрос, направленный в банк на списание денег со счета. А вот фискальный чек ратифицирует совершение операции купли-продажи.
Слип-чек нельзя использовать как доказательство покупки. Поэтому при возврате товара он бесполезен. Хотя юристы рекомендуют хранить их некоторое время вместе с кассовым документом.
Содержание эквайринг-чека
Назначение и контроль за операциями по слип-чекам регулирует положение Банка России № 266-п, отредактированное осенью 2020 года. В частности, определение и реквизиты ратифицированы в гл. 3.
Внешне слип напоминает классический фискальный чек и в некоторых случаях отображает индивидуальный QR-код. Последний содержит информацию о процедуре отправки запроса, а шифр на кассовом документе сообщает о товаре, покупателе и продавце, включая данные кассы.
По сути, слип-чек ─ это 3-слойный документ. Первый слой содержит сведения о терминале, второй ─ о клиенте, магазине, сумме, а третий отражает информацию о банке и карте.
Реквизиты эквайринг-чека:
- идентификатор оборудования, распечатывающий чек;
- тип операции, в данном случае ─ оплата;
- код авторизации;
- реквизиты магазина;
- комиссия, если таковой нет, то пишется «0.00 рублей»;
- валюта;
- дата проведения платежа;
- сумма;
- вид карты.
Если же слип формируется не в магазине, а в кредитной компании или на почте, то на чеке необходимо проставить резолюцию кассира-операциониста и клиента.
Как оформляют терминальный чек
В стандартных ситуациях при оплате покупок в маркетах слип-чек распечатывается автоматически. Однако бывают случаи, в которых документ необходимо создать вручную, и занимается этим операционист.
Операционист
Сейчас люди редко формируют чековый документ вручную. Но если случилась экстренная ситуация, например, сбой связи терминала с интернетом, можно создать документ на импринтере. Этот аппарат создает оттиск карты, которой рассчитывается покупатель. Происходит процедура следующим образом:
- В устройство отправляется клише-сигнатура с точкой приема безналичных средств.
- Идет проверка платежеспособности.
- Карту кладут рельефной стороной в аппарат, чтобы сделать слепок.
- Печатается 3-слойный документ, на котором отображены все реквизиты, включая QR-код с имеющейся информацией.
Импринтер распечатает 3 экземпляра: один в банк, второй ─ продавцу, третий ─ покупателю. В такой ситуации эквайринг-документ подписывается обеими сторонами, а средства поступят позже обычного.
Если допустить ошибку в процессе операции, то чек аннулируется на месте при покупателе и создается заново. Клиент может спокойно уйти только в случае одобрения.
Терминал
Здесь все просто: машина (терминал) автоматически считывает данные с карты, сверяя с кассовым чеком, и формирует документ. Далее платежный аппарат распечатывает слип-чек. В этом случае деньги списываются практически моментально, за исключением случаев, когда есть сбои с интернет-провайдером.
У такого вида есть три основных плюса:
- Продавец может не волноваться о платежеспособности клиента. Банк отклонит операцию, если денег на счете нет.
- Документ разрешено не печатать, а отправлять в электронном виде по e-mail. Это значительно облегчает расчет с интернет-магазинами.
- Электронный вариант чеков проще хранить. Система самостоятельно архивирует их на специализированном сервере, где все данные останутся в первозданном виде.
Невыдача слип-чека ─ такое же правонарушение, как и невыдача кассового аналога, так как приравнивается к так называемому неприменению кассы.
Архивация
Законодательство не регламентирует способы хранения эквайринг-документов. Однако есть срок, в который чеки должны находиться у продавца. Слип является первичной кассовой документацией, которую необходимо беречь от 3 до 5 лет. Точный срок зависит от банка, с которым заключен контракт эквайринга.
Для печати слип-чеков используется термолента с краской, которая быстро выцветает. Это надо учитывать при выборе метода хранения. Рекомендуемый способ ─ скреплять степлером и помещать в темный шкаф.
Зачем хранить чеки?
Терминальные чеки обязательно пригодятся. Например, при создании бухотчетности, во время спорных ситуаций с клиентом или для оформления возврата денег.
Иногда в платежной системе банка может произойти сбой, средства не поступят на счет продавца и претензии получит покупатель. В этой ситуации при помощи слип-чека легко доказать, что человек оплатил покупку. Тогда контрагент будет разбираться уже с банком.
Что делать, если банк запросил слип-чек?
Банк-партнер ежедневно получает информацию о совершенных операциях по карте. К концу дня программа сверяет поступления и чеки, и если появятся какие-то несостыковки, то организация вправе запросить слипы в бумажном виде.
Алгоритм сдачи эквайринговой документации:
- Собрать чеки, которые рекомендуется дополнить копиями.
- Если прилагались и другие бумаги, то составить опись отправленного комплекта. Благодаря этому перечню, сданные сведения не затеряются.
- Передать запрошенную информацию в банк, работник которого должен поставить резолюцию на описи о принятии пакета.
Если все сделано верно, чеки в скором времени вернутся.
Ответственность за невыдачу слип-чека
Эквайринг-документ автоматически распечатывается только после формирования фискального чека. Поэтому штраф вправе наложить, если продавец не выдал кассовый документ. А это правонарушение наказывается согласно ст. 14.5 КоАП РФ. Первый раз, скорее всего, нарушитель получит предупреждение, а во второй ─ санкцию для ИП 2000 рублей, организации же заплатят ─ от 10 000 рублей.