Контроль взаиморасчетов с банком нужен постоянно. Документируются операции банковской выпиской. Информация, которую содержит документ, может понадобиться не только бухгалтеру, но и руководителю фирмы для принятия управленческих решений. Банковскую выписку запрашивают и контролирующие органы.
Что это за документ
Банковская выписка показывает движения по счету за период и итоговую сумму на счете. Другими словами, это реестр операций, список за период.
Сейчас использование банковских выписок расширяется – их заказывают не только профессиональные бухгалтеры и руководители, но и самозанятые, работающие через интернет, частные лица для контроля бизнеса и личных поступлений, выплат. Выписка банка — это сводный учетный документ, отражающий поступление денег и выплаты, факты хозяйственной жизни фирмы.
Характерно, что выписка, не являясь первичным документом (первичные – это платежные поручения и иные аналогичные им документы, отражающие банковские операции), по важности приравнивается к ним. Это объяснимо: без выписки банка бухгалтеру очень сложно учесть все операции за день, неделю, месяц; в том числе банковские комиссии, взаимные расчеты с контрагентами, с госорганами.
Строгий контроль за движением денег и возможность принятия оперативных финансовых решений на основе банковских данных очень важны, поэтому выписки опытный бухгалтер всегда держит «под рукой» и обрабатывает одними из первых.
Кому и зачем нужна банковская выписка
Банковская выписка используется организацией, реже — внешними пользователями:
- для ведения бухгалтерского и налогового учета внутри фирмы;
- в спорной ситуации, касающейся взаиморасчетов ФНС с фирмой;
- запрашивается самой ФНС в банке для контроля налоговых поступлений;
- в других случаях: по запросу суда, для участия в торгах, получения кредита, ликвидации фирмы, для информирования инвестора.
Информация и ее расшифровка
Разные банки могут выдавать отличающиеся друг от друга выписки, но основа документа одна и та же. Он имеет строгую структуру и состоит из нескольких блоков.
- Наименование банка.
- Наименование организации, открывшей счет (или ФИО, если частное лицо).
- Номер счета.
- Период выписки. Для организации документ формируется раз в день, раз в несколько дней – в зависимости от величины бизнеса, числа банковских операций.
- Средства на счете, сумма на начало и на конец периода.
- Поступления денег за период общей суммой.
- Расход денег за период общей суммой.
- Список операций. Для каждой операции указывается дата ее совершения, сумма, назначение платежа (описание операции).
Чаще всего выписки формируются на следующий день после совершения операций.
По дебету отражается списание денег, а по кредиту – поступление на счет. Остаток средств на счете тоже отражается по кредиту. Это связано с особенностями статуса банка как кредитного учреждения. На расчетном счете банк хранит деньги фирмы и формально считается ее должником.
Списание средств со счета организации уменьшает задолженность банка перед клиентом.
У фирмы на счетах эти же суммы отражаются «зеркально»: приход на счет – дебет, расход – кредит, остаток по счету дебетовый.
Для организаций и для частных лиц, как правило, способы выдачи документа банком одни и те же. Сейчас выписку можно получить через интернет-банк с использованием специальных ПО. Традиционный способ – в офисе банка – также широко используется. В отдельных случаях, например, при запросе госорганов, требуется заверить выписку именно у специалиста в офисе. Документ выдадут руководителю или уполномоченному лицу, действующему по доверенности от фирмы. Обычно это бухгалтер. Получить выписку через банкомат тоже можно, если есть привязанная счету карта.
Банки предлагают различные услуги, касающиеся расчетов. Например, формируют банковскую выписку по итогам месяца и отправляют ее на электронную почту фирмы.
Современные средства ПО позволяют загрузку выписок из сервиса банка в программу фирмы. Считается, что таким образом можно сэкономить время на обработку данных, однако проверка поступившей информации и при необходимости ее уточнение так или иначе нужны.
В общем случае обработка выписки состоит в проверке данных и приложенных к ней первичных учетных документов, занесении приходных и расходных операций на счета БУ (корреспонденции счетов) в программу.
При обнаружении расхождений следует немедленно обратиться в банк и сообщить об ошибке.
В случае утери документа можно заказать дубликат. Как правило, эта услуга дополнительно оплачивается. Банк хранит у себя выписки 5 лет.
Банки активно предлагают организациям переходить в режим получения электронных выписок, поскольку это сокращает их расходы. У бухгалтеров в то же время могут возникать сомнения в законности такого документирования. На сегодняшний день ни один нормативный акт не запрещает такую замену, значит, электронные выписки можно использовать в учете.
При использовании исключительно электронных выписок нужно учитывать опасность потери данных (проникновение вирусов в базу, порча файлов). Обязательно создание резервных копий БД и строгое их хранение.
В то же время бумажный вариант часто удобнее в использовании, например, для обмена информацией между бухгалтерией и руководством фирмы. Если требуется заверенная выписка для госорганов, нужно обратиться в офис банка, имея на руках распечатанный бумажный вариант документа.