14 февраля 2024 года депутаты Государственной Думы проголосовали против двух законопроектов, касающихся освобождения от работы в День знаний и внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации. В частности:
- первый законопроект № 432628-8 предполагал предоставление 1 сентября (в День знаний) однодневного отпуска родителям (опекунам, приемным родителям) детей, получающих основное общее образование. Также он предусматривал обязанность предоставить в этот день родителям отпуск без сохранения заработной платы;
- второй законопроект № 428454-8 предлагал предоставление работникам, воспитывающим детей школьного возраста, права на освобождение от работы в День знаний.
Вместе с тем оба законопроекта были отклонены депутатами Государственной Думы. Подробнее об этом – в сегодняшнем материале.
Возможности предоставления выходного дня: регулирование уже есть
Предполагалось, что родители должны иметь возможность спокойно проводить своих детей в школу 1 сентября и присутствовать с ними на торжественной школьной линейке в День знаний. Однако в Госдуме было отмечено, что действующие нормы Трудового кодекса Российской Федерации уже предусматривают различные варианты предоставления выходного дня в этот день:
- посредством предоставления дня отпуска на один рабочий день (согласно статье 125 ТК РФ);
- путем предоставления отпуска без сохранения заработной платы (согласно статье 128 ТК РФ);
- в качестве предоставления дополнительных отпусков (согласно второй части статьи 116 ТК РФ).
Таким образом, законодательство уже предоставляет родителям возможность организовать свое присутствие с детьми в этот важный для них день, несмотря на отклонение предложенных законопроектов о предоставлении специального выходного дня в День знаний.
Заключение Государственной Думы: проблемы и неоднозначности законопроекта № 432628-8
В заключении к законопроекту № 432628-8 отмечается, что торжественные мероприятия в честь Дня знаний могут проводиться не только 1 сентября, например, если указанная дата приходится на выходной день.
Следовательно, необходимо уточнить, как именно будет реализовано право работников на предоставление указанного отпуска в случае начала учебного года не в установленную законопроектом дату.
Вместе с тем, проектируемые изменения содержат внутренние противоречия, так как:
- они устанавливают для работодателя обязанность предоставить работнику указанный отпуск по одному и тому же основанию как с сохранением, так и без сохранения заработной платы;
- это может привести к недопониманию и сложностям в практическом применении закона.
Проблема исключения опекунов и приемных родителей из законопроекта
Помимо указанных аспектов, в законопроекте особо выделены только родители детей, получающих основное общее образование, как работники, имеющие право на отпуск 1 сентября. Это приводит к неоправданному исключению из числа работников, имеющих право на отпуск 1 сентября, опекунов и приемных родителей детей, получающих начальное и среднее общее образование.
Такое ограничение вызывает справедливые вопросы о равенстве прав и возможностей всех работников, воспитывающих детей, вне зависимости от их образовательного уровня.
Предполагается, что у опекунов и приемных родителей также должна быть возможность провести время с ребенком важный для него день, включая присутствие на торжественной школьной линейке в День знаний.
Таким образом, необходимо учесть этот аспект при дальнейшем рассмотрении законопроекта и внести соответствующие поправки для обеспечения равенства прав и возможностей всех работников, воспитывающих детей.
Проблема неопределенности в законопроекте № 428454-8
В свою очередь, законопроект № 428454-8 столкнулся с проблемой использования понятия «дети школьного возраста», которое отсутствует в законодательстве России. Это может привести к трудностям в правильном толковании предлагаемого изменения.
Отсутствие четкого определения такого термина в законе создает неопределенность и оставляет место для различных интерпретаций. В результате этого могут возникнуть сложности в применении законодательства и непонимание его смысла среди заинтересованных сторон.