18 ноября в Правительстве прошло совещание, на котором обсудили возможные изменения в административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Предложенные поправки направлены на увеличение штрафов за ряд нарушений, а их вступление в силу запланировано уже на январь 2025 года.
О том, какие новшества планируется внедрить и что это значит для участников дорожного движения, мы подробно расскажем в нашем сегодняшнем материале.
Какие изменения готовит Правительство
Как мы уже отметили выше, на совещании был поднят вопрос об ужесточении штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения. В частности, планируется увеличение штрафа за нарушение правил использования ремня безопасности.
Отметим! Сегодня за непристегнутый ремень водитель может быть оштрафован на 1000 рублей, но с 1 января 2025 года эта сумма может вырасти до 1500 рублей. Хотя увеличение на первый взгляд незначительное, оно несет важный сигнал: безопасность на дороге — это не вопрос выбора, а обязанность каждого водителя и пассажира.
Кроме того, еще одной мерой станет ужесточение ответственности за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения:
- штраф за такое нарушение, равно как и за передачу управления лицу, находящемуся в нетрезвом состоянии, предполагается увеличить с 30 000 до 45 000 рублей;
- ужесточение санкций в данном случае связано с особой опасностью таких действий, поскольку они ежегодно становятся причиной множества трагедий на дорогах.
Ужесточение санкций за превышение скорости и новые условия льготной оплаты
Помимо вышеизложенного, в числе ключевых инициатив, направленных на повышение ответственности водителей, рассматриваются изменения в системе штрафов за превышение установленной скорости:
- сейчас размер наказания варьируется от 500 до 5000 рублей в зависимости от степени нарушения;
- с 2025 года эти суммы могут быть увеличены до диапазона от 750 до 7500 рублей.
Примечательно! Изменения также коснутся порядка льготной оплаты штрафов. Сегодня при своевременном погашении штрафа действует скидка в размере 50%, но с нового года она будет снижена до 25%.
В то же время срок, в течение которого водитель сможет воспользоваться этим дисконтом, увеличится с 20 до 30 дней. Такое нововведение обещает быть двояким: с одной стороны, оно стимулирует оперативное погашение штрафов, с другой — увеличивает финансовую нагрузку на нарушителей, лишая их существенной экономии.
Дискуссии вокруг изменений в системе штрафов
Предлагаемые изменения в КоАП вызвали неоднозначную реакцию со стороны экспертов. К примеру, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отметил, что власти отказались от идеи полного пересмотра Кодекса об административных правонарушениях, вместо этого предпочтя вносить точечные поправки. Такой подход, по его мнению, не решает накопившихся проблем, а лишь частично корректирует отдельные аспекты законодательства. Вот, что он говорит:
- предыдущие попытки внести изменения в «водительскую» часть кодекса не увенчались успехом. Когда проект новой главы попал в руки журналистов, он столкнулся с серьезной критикой в СМИ, что привело к отказу от предложений;
- на этот раз, вместо того чтобы вводить действительно необходимые нормы, например, касающиеся средств индивидуальной мобильности, питбайков или дрифта, правительство сосредоточилось исключительно на повышении штрафов для массовых нарушений;
- такой подход эксперт считает неверным, поскольку повышение санкций должно быть точечным, направленным на устранение наиболее опасных нарушений — таких как управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, игнорирование ремней безопасности или отсутствие детских удерживающих устройств.
Отметим! Шапарин также подчеркнул, что повышение штрафов за превышение скорости и нарушение разметки должно сопровождаться федеральным аудитом состояния дорог. Он отметил, что скоростные ограничения на некоторых участках часто занижены без объективных причин, что провоцирует водителей на несоблюдение правил.
Кроме того, камеры фиксации нарушений установлены в местах, где логика их размещения вызывает вопросы. Не менее серьезной проблемой является некачественная дорожная разметка, которая иногда настолько хаотична, что соблюдать правила становится попросту невозможно.
Вместе с тем он обращает внимание на несоразмерность увеличенных штрафов за нарушения ПДД с санкциями за другие, гораздо более серьезные правонарушения. Например: нарушение разметки, штраф за которое может составить до 7500 рублей, по его мнению, несправедливо сопоставляется с куда меньшими штрафами за такие деяния, как неисполнение родительских обязанностей, сокрытие источника заражения опасными инфекциями, занятие проституцией или даже порча земель. Это, как он подчеркивает, свидетельствует об отсутствии баланса в подходе к ответственности.
Эксперт также прогнозирует, что сокращение скидки за быструю оплату штрафов с 50% до 25% приведет к снижению их собираемости:
- люди не будут видеть достаточной выгоды в оплате штрафа в короткие сроки, что лишь усугубит проблему;
- особенно это актуально для тех, кто привык оплачивать небольшие штрафы сразу, не утруждая себя разбирательствами, а снижение размера скидки сделает такую практику менее привлекательной.
Более того, скепсис относительно изменений высказывают и депутаты. Ярослав Нилов, известный своими инициативами в области автомобильного законодательства и поддержкой отмены штрафов за тонировку, называет предложенные меры ударом по карманам автомобилистов. Он подчеркивает, что многие водители и так находятся под постоянным финансовым давлением из-за большого количества камер фиксации. Повышение штрафов и уменьшение скидки на оплату, по его мнению, лишь усугубят ситуацию, особенно для тех, кто платит штрафы почти автоматически, считая это менее хлопотным, чем оспаривание постановлений.
Таким образом, критики инициатив считают, что предложенные изменения несут в себе риск подорвать доверие автомобилистов к системе наказаний, поскольку вместо создания справедливых условий власти усиливают финансовое давление на водителей.