Власти разработали порядок взаимодействия участников оборота товаров на маркетплейса. Речь идет о правилах сотрудничества продавцов, владельцев магазинов, а также пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Запланированная дата вступления закона в силу назначена на 1 апреля 2024 года.
Основные понятия
Порядок торговли через маркетплейс регулируется положениями Закона «Об основах торговой деятельности». Первоочередно власти добавили несколько определений в ст. 2 ФЗ № 381, уточнив, что значит:
- агрегатор, или маркетплейс ─ интернет-площадка, где работают продавцы товаров и владельцы ПВЗ;
- владелец маркетплейса ─ организация любого организационно-правового статуса или индивидуальный предприниматель, который является владельцем торговой интернет-площадки;
- продавец товаров на агрегаторе ─ юрлицо, реализующее товары на маркетплейсе дистанционным методом;
- пункт выдачи заказов, он же ПВЗ, это помещение либо часть помещения, которое относится к маркетплейсу, куда поступают заказы, оформленные у продавцов;
- владелец ПВЗ ─ организация, заключившая сделку с маркетплейсом, и ведущая деятельность по выдаче заказов, оформленных на агрегаторе;
- личный кабинет продавца и владельца ПВЗ на маркетплейсе ─ информационный сервис, расположенный на сайте маркетплейса, где содержится вся информация о продавце или владельце ПВЗ, включая адрес и график работы ПВЗ.
Отметим, по состоянию на октябрь 2023 года в законодательстве нет определения маркетплейса, продавца на маркетплейсах и их владельцев. Поэтому его приравнивают к интернет-магазину.
Особенности взаимодействия сторон
Следующее новшество ─ это перечисление особенностей взаимоотношений всех сторон, которые утверждены в новой статье 11.1. Так, в соответствии с ее положениями:
- Владелец агрегатора обязан информировать владельца ПВЗ и продавца об условиях договора, размещая эти сведения на этом же ресурсе. Причем требования сделки можно менять в индивидуальном порядке не чаще 1 раза в год. Однако о желании изменить условия надо сообщить не позднее чем за 30 суток до окончания действия текущего контракта.
- Владелец маркетплейса вправе списать со счета владельца ПВЗ либо продавца штрафные санкции, которые могут назначаться за нарушения, обозначенные в договоре. Также эта сторона может удерживать средства по аналогичным причинам с письменного согласия сторон. Причем владелец торговой площадки обязан предварительно уведомить правонарушителя о списании денег в счет уплаты штрафа.
- Владелец маркетплейса не имеет права ограничивать доступ к личному профилю любой из сторон, кроме третьих лиц. Если обнаружится несанкционированный вход или попытка взлома аккаунта, личный кабинет заблокируют и уведомят об этом владельца профиля.
- Владелец личного кабинета вправе самостоятельно запросить о блокировке ЛК, направив письменное прошение владельцу агрегатора.
- Владелец агрегатора обязан предоставлять акт сверки, данные об остатках товара и другую информацию, которую запросит продавец и владелец ПВЗ.
Помимо прочего, власти отметили, что даже после вступления в силу этих новшеств российское правительство вправе издавать иные приказы, обязательные при взаимодействии рассматриваемых сторон.