15 декабря Минцифры предложило новый законопроект, согласно которому телефонные операторы смогут блокировать спам-звонки. В частности, положения документа касаются рекламных автовызовов. Власти считают, что это сократит количество навязчивой рекламы и случаев мошенничества. Сейчас проект находится на рассмотрении, а обсуждение закончится 4 января 2023 года.
Новые правила работы с автообзвоном
На недавнем совещании Минцифры предложило разработать для операторов связи особый порядок работы со спам-вызовами. Обычно это делают с целью продвижения услуг и товаров, но абоненты не откликаются на такую рекламу и даже жалуются. В частности, речь идет о бот-вызовах, которые совершают вне рамок договора о предоставлении услуг.
Поэтому власти решили обновить Порядок оказания телефонных услуг. Так, с 1 марта 2023 года для борьбы с автозвонками операторам связи разрешат их блокировать. ПО оператора настроят на некий спам-фильтр, который по запрограммированным параметрам будет контролировать поток входящих звонков.
В то же время представителей мобильной связи обязуют сообщать пользователям услуг о легальных автозвонках. На экране гаджета во время вызова высветится название компании и номер телефона. Например, наименование медцентра и его абонентский номер. Учитывая, что такое ПО уже есть в России, внедрить идею будет несложно. Дело останется только за интегрированием технической стороны. Как говорят власти, эта процедура позволит понять, кто и по какой причине звонит абоненту.
Услугу информирования о законном автообзвоне предоставляют всем абонентам бесплатно.
Другие изменения в правилах оказания мобильных услуг
Кроме базовых корректировок, посвященных борьбе с телефонным спамом, правительство предложило внести еще ряд изменений в порядок предоставления услуг. Главные из них касаются обязательств абонента и оператора:
- В пункте 6 о круглосуточном доступе к услугам связи добавили положение, согласно которому пользователь вправе отказаться от смс. Главная причина ─ это профилактика мошеннических действий.
- Представитель мобильных услуг может передавать справочные данные в виде смс, автозвонка, через мобильное приложение, в личном профиле на официальном сайте и другими методами. Причем последние нужно обязательно согласовать с абонентом.
- Важная перемена: изменился срок отправки новых сведений о пользователе. Например, информацию о смене Ф.И.О., данных паспорта или других реквизитов для юрлиц нужно передать не более чем через 30 дней после корректировок. Сейчас на это отводят два месяца.
- Оператор вправе уведомить абонента о задолженности в личном кабинете ЕПГМУ, если его профиль подтвержден. То же касается и счета на оплату, бумажную версию которого выдают только в заявительном порядке.
Кроме этих корректировок, Минцифры предложило унифицировать электронный формат договора на предоставление услуг связи. Хотя некоторые компании уже используют этот метод, а новые абоненты подписывают контракт простой ЭП. Простую ЭЦП можно получить в приложении «Госключ».