С начала года в учетной практике начал применяться новый Федеральный стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он заменил устаревший ПБУ 5/01 по учету МПЗ.
Что известно о новом стандарте
Приказ Минфина № 180н от 15/11/19 г. утверждает сам документ, а также содержит его полный текст. Сообщение Минфина № ИС-учет-27 от 10/04/20 г. содержит ряд важных разъяснений по его применению.
Разрешено выбрать способ использования документа (п. 47 ФСБУ):
- ретроспективно;
- перспективно.
В первом случае его применение начинается с момента возникновения фактов хозяйственной жизни, которые он затрагивает, как если бы документ уже действовал, когда они произошли. Практически это означает необходимость пересчета показателей за 2 предшествующих года, поскольку они отражаются в отчетности за текущий год.
Второй подход исключает необходимость какого-либо пересчета, новые правила начинают применять для показателей только с начала года. Этот момент обязательно нужно отразить в учетной политике.
Стандарт не применяют однозначно или в связи с определенными условиями:
- бюджетные организации;
- микропредприятия, ведущие упрощенный учет;
- организации в отношении запасов для управленческой деятельности.
В бюджетной сфере он однозначно не применяется.
В отношении микробизнеса правило действует только в связи с применением упрощенного учета. Если организация по каким-то причинам не имеет права применять такой учет, стандарт для нее обязателен. В отношении запасов, используемых на управленческие нужды, решение остается за организацией. Затраты, включаемые по стандарту в стоимость запасов, относятся на расходы периода, в котором были понесены.
Отметим, что применение ФСБУ 5/2019 законодательством не запрещалось и до 2021 года, по решению организации.
Основные нововведения
Анализ документа показывает значительные изменения по сравнению с ПБУ 5/01. Рассмотрим основные моменты этих изменений.
Прежде всего, ФСБУ дает определение запасов как категории (п. 3). Это активы, используемые:
- в периоде не более года;
- в периоде 1 операционного цикла.
Кроме того, обновлены правила их учета:
- «Незавершенка» теперь тоже входит в категорию запасов, и организации следует определить правила учета НЗП (п. 3-е, п. 27): в сумме только прямых затрат, нормативных затрат по плану или фактических, а не по стоимости материалов и сырья.
- Единица измерения запасов устанавливается организацией и после принятия к учету может быть изменена (п. 6).
- В некоторых случаях часть стоимости запасов можно учесть как проценты по кредиту (займу): если запасы приобретаются на условиях рассрочки длительностью более года или принятый организацией меньший срок (п. 13).
- Установлен порядок определения стоимости материалов, приобретенных не за деньги: на обмен, безвозмездно. Законодатель оперирует понятием «справедливая стоимость» имущества, прав, работ, услуг (п. 14, 15).
- Уточнены правила определения фактической себестоимости «незавершенки» и готовой продукции. Из нее исключается расход, связанный с браком, плохой организацией производственного процесса, различными ЧП, в целом любые затраты, не предназначенные непосредственно для производства (п. 26).
- Резерв под обесценивание создается по новой формуле. Вместо разницы между себестоимостью по факту и текущей рыночной стоимостью, для расчета применяется разница фактической себестоимости и чистой стоимости продажи. Чистая продажная стоимость, в свою очередь, это текущая рыночная стоимость минус производственные затраты, затраты на подготовку к продаже, затраты на продажу – предполагаемые величины (п. 29, 30). Понятно, что при прочих равных условиях резерв нужно будет увеличивать.
- Одной из причин списания запасов могут быть обстоятельства, при которых не ожидается экономической выгоды от этих запасов в будущем (п. 41-в).
На заметку! Определять справедливую стоимость предлагается по принципам Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (применяется в РФ согласно Пр. Минфина № 217н от 28/12/15 г.). Справедливая стоимость есть цена, которую можно получить при продаже в ходе обычной рыночной сделки на дату оценки.
Проще или сложнее?
Ответить на этот вопрос однозначно нелегко. С одной стороны, в документе много нововведений, приближающих учет запасов к международным стандартам, а с другой – уже сейчас бухгалтерам приходится решать возникающие проблемы, связанные с применением ФСБУ.
Приведем некоторые характерныепримеры:
- В действующем ПБУ 6/01 по учету ОС предусмотрена возможность некоторые основные средства малой стоимости (п. 5) относить в запасы, на счет 10. Новый ФСБУ 5/2019 ограничивает запасы сроком использования менее 12 месяцев или одним циклом производства. Следовательно, на данный момент возможности применять указанную норму ПБУ 6/01 нет. До введения в действие ФСБУ 6/2020 специалисты советуют списывать такие ОС малой стоимости сразу на расходы, прописав данный способ в учетной политике. Однозначного решения, как выйти из ситуации, действующие документы не содержат.
- Справедливую стоимость объекта придется определять на месте. Она схожа с рыночной, но имеет отношение не к абстрактному рынку, а к суждению конкретного лица о стоимости объекта. По сути, это предмет профессиональной оценки бухгалтера, за которую он полностью отвечает.
- Сравнительный анализ ПБУ 10/99 (п. 11) и ФСБУ 5/2019 (п. 31, 43-а) показывает противоречие: отчисления в резервы относятся на прочие расходы, восстановление же соответствующего резерва следует отнести на уменьшение себестоимости проданных товаров (суммы расходов, признанных в данном периоде). Однако действующее ПБУ 9/99 (п. 7) говорит о необходимости отнесения подобных сумм к прочим доходам. Один из вариантов, если резерв невелик, — воспользоваться п. 7.4 ПБУ 1/2008; исходя из принципа единообразия и рациональности, не применять в этой части ФСБУ 5/2019. Если такой возможности нет, применяют дополнительные учетные формы для более полного раскрытия информации.
Таким образом, применение ФСБУ 5/2019 без тщательного изучения документа невозможно. Важно исключить поверхностный подход, проанализировать и привести в соответствие с ним ЛНА фирмы, в первую очередь учетную политику.