Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.
Какие применяются основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ?
Понятие и особенности системы регулирования
Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:
- ФЗ «О бухучете».
- Положение по осуществлению бухучета.
- План счетов бухучета, Положение о документообороте.
- Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.
Какой статус и порядок применения положений и отраслевых стандартов бухгалтерского учета?
Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:
- Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
- Основание адекватных стандартов.
- Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
- Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
- Приведение законов в соответствии с нормами.
Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.
Как формируется учетная политика организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности?
Существующие уровни
Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:
- Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
- Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
- Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
- Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.
В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.
Что регулируют федеральные стандарты?
Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:
- Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
- Методы вычисления объекта бухучета.
- Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
- Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
- План счетов и порядок его использования.
- Содержание сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
- Перечень приложений к балансу.
- Условия признания достоверности отчетности.
- Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
- Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
- Упрощенные методы формирования бухучета.
Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.
Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.
Что представляют собой рекомендации по ведению бухучета?
Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:
- Правильного понимания и использования принятых стандартов.
- Снижения трат на ведение бухучета.
- Распределения прогрессивного ведения учета.
- Применения новейших разработок в области бухучета.
ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.
Локальные документы предприятия
Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:
- Учетная политика компании.
- Первичная учетная документация.
- График движения документов.
- План счетов бухучета.
- Форма локальной отчетности.
Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.
ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.
Основные принципы регулирования бухучета
Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:
- Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
- Единство системы регулирования.
- Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
- Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
- Создание условий для использования принятых стандартов.
- Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.
Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».
Функции органов, регулирующих учет
Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:
- Утверждением программы установления стандартов.
- Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
- Установлением норм оформления программ.
- Участием в работе над международными нормами.
Функции ЦБ РФ:
- Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
- Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
- Участие в работе над международными стандартами.
- Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.
Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.