Ниже представляем разработанную должностную инструкцию мерчендайзера. Вы можете смело использовать её в своей организации, доработав под себя.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции мерчендайзера .doc
Образец должностной инструкции мерчендайзера
1. Общий раздел
- Мерчендайзер нанимается и увольняется главой компании по предложению супервайзера.
- Мерчендайзер подчиняется супервайзеру.
- Лицо, претендующее на эту работу, обязано соответствовать нижеперечисленным требованиям:
- средне-специальное (среднее) образование;
- водительские права категории «B»;
- опыт в торговле от года.
- При временном отсутствии специалиста (повышение квалификации, заболевание и пр.) его заменяет другой мерчендайзер, назначенный супервайзером.
- Мерчендайзер обязан понимать:
- актуальное законодательство, регулирующее область торговли;
- отраслевые нормативы и стандарты в сфере торговли;
- принципы взаимодействия с партнерами компании и торговыми представителями, в том числе по разрешению проблемных ситуаций;
- принципы выкладки и размещения товаров;
- параметры реализуемых компанией товаров и их групп;
- особенности деятельности магазинов и помещений, где происходит реализация товаров компании;
- правила проверки наличия товаров, их размещения и замены;
- методы проведения промо-акций;
- методы использования POS-материалов;
- требуемые к соблюдению параметры качества товаров (срок, вид, целостность и пр.);
- принципы отслеживания достаточности товарных запасов;
- методы проверки аналогичной деятельности конкурентов компании;
- правила ведения профильной документации;
- правила эксплуатации оргтехники и востребованных в работе офисных программ;
- теоретические основы маркетинга, рекламного и торгового дела;
- стандарты охраны труда и безопасности, обязательные к соблюдению служащими компании.
- Мерчендайзер руководствуется:
- действующими законами и нормами;
- внутренними документами компании;
- информацией из инструкции.
2. Функции
Мерчендайзер выполняет следующие функции:
- Проведение периодических осмотров мест реализации товаров.
- Проверка наличия реализуемых партнерами компании товаров, корректности их выкладки и размещения.
- Наблюдение за качественными параметрами выложенных товаров (сроки использования, внешний вид и пр.).
- Поддержание взаимодействия с представителями торговых площадей, где реализуются товары компании, в том числе по продвижению мероприятий мерчандайзинга.
- Консультирование партнеров по интересующим их аспектам товаров, реализуемых компанией.
- Отслеживание появления новых мест продаж, имеющих потенциал взаимодействия с компанией.
- Взаимодействие с другими служащими компании по вопросам мерчандайзинга.
- Ведение профильной документации, в том числе подготовка заявок на пополнение товарных запасов и POS-материалов.
- Участие в организации и проведении промо-акций.
- Отслеживание качества и наличия POS-материалов.
- Участие в подготовке аналитических отчетов по торговой деятельности в пределах своей компетенции.
- Отслеживание ситуации с запасами и продажами реализуемых компанией товаров.
- Участие в обучающих мероприятиях торгового персонала партнеров компании в части вопросов мерчандайзинга.
- Соблюдение обязательных стандартов компании в части трудовой дисциплины, безопасности и пр.
3. Ответственность
Мерчендайзер отвечает за следующие нарушения:
- Совершенные, в ходе выполнения своей работы, нарушения законов и правил — в соответствии с актуальными законодательными актами и положениями.
- Невыполнение своих должностных нормативов и функций — в тех границах, которые указаны в трудовом законодательстве.
- Материальный ущерб, полученный по его вине компанией-работодателем, — в пределах, описанных в соответствующих разделах законодательства.
4. Права
Мерчендайзер наделен следующими возможностями и правами:
- Получать от других служащих компании нужную для работы информацию.
- Информировать руководителей по возможностям улучшений трудовых процессов.
- Получать дополнительные выплаты, при условии достижения оговоренных плановых показателей.
- Получать от компании-работодателя частичную компенсацию расходов на бензин в пределах, указанных в соответствующей корпоративной документации.
- Представлять в пределах своей компетенции интересы компании в переговорах с третьими лицами.
- Визировать коммерческие документы в пределах своей ответственности.
Основы создания должностной инструкции
В бизнес-практике применяются два формата инструкции: стандартный и расширенный. В стандартную инструкцию обязательно включают 4 части, где содержатся следующие стороны деятельности специалиста:
- Общие аспекты.
- Должностные функции.
- Параметры ответственности.
- Должностные возможности.
Стандартный вариант применяется в инструкциях для массовых профессий, а также в организациях со средним или небольшим количеством сотрудников.
Расширенный вариант инструкции используется в крупном бизнесе, особенно для позиций топ-уровня ответственности. В нем к перечисленным выше базовым частям могут добавляться:
- Параметры оценки результативности сотрудника (KPI).
- Параметры возможного изменения инструкции.
- Условия труда.
- Правила должностных взаимодействий.
- Иные аспекты, на которых хочет акцентировать внимание работодатель.
Расширенный вариант дает возможность формализовать и документировать отношения нанимателя с сотрудником. С другой стороны, стандартная инструкция дает большую гибкость в решении трудовых задач.
Общая часть
Вступительный раздел предназначен для документирования общих должностных параметров. Здесь указываются следующие моменты:
- Порядок замены и подчинения специалиста.
- Кто решает вопросы его найма и увольнения.
- Ожидаемые от него умения профильного и общего характера.
- Уровень образования, трудовой стаж.
- Другие общие аспекты трудовой деятельности.
Квалификационный уровень сотрудника, указанный в этой части, должен гарантировать поступление на работу человека, который сможет на требуемом уровне выполнять обязанности, указанные во второй части.
Функции
В этой части перечисляются вопросы, за которые отвечает специалист. Обычно сюда включаются не только профильные задачи, но и ряд дополнительных: работа с документами, составление отчетов, оказание помощи другим сотрудникам и пр. Отдельно выделяется группа задач, обязательная для большинства позиций: соблюдение правил пожарной безопасности, норм по охране труда и прочих стандартов, установленных в трудовом законодательстве и документах работодателя.
Внимание! Если в компании трудится большое количество мерчендайзеров, которые могут свободно заменять друг друга, то инструкцию можно создать в стандартной форме. Но если мерчендайзер отвечает за участок со значительной спецификой (разные торговые сети, типы товаров, территории), то лучше использовать индивидуализированный формат инструкции, учитывающей нюансы деятельности конкретного специалиста.
Ответственность
На практике ответственность сотрудника за его должностные нарушения определяется на базе законодательства и не противоречащих ему внутренних правил компании-работодателя. Поскольку они слишком объёмны и сложны для должностной инструкции, то раздел пишется в упрощенной форме, а возможные нарушения включают 3-4 пункта, написанных в общей форме.
Права
В этой части документируются должностные возможности: подавать предложения по улучшению трудовых условий, знакомиться с проектами документов и другие. Если работодатель предоставляет сотруднику какие-то дополнительные льготы: обучение за свой счет, компенсацию рабочих расходов и т.д., то их также можно поместить в этой раздел.
Путь введения в действие должностной инструкции состоит из нескольких шагов:
- Написание первоначальной инструкции, на базе подходящих типовых вариантов, профстандартов и разделов квалификационных справочников.
- Обсуждение черновика с кадровиком, специалистом по делопроизводству, юристом, профильными руководителями.
- Внесение полученных от них правок в инструкцию, её согласование и распечатывание.
- Сбор подписей ответственных лиц, удостоверяющих качество документа.
Окончательную форму юридически значимого документа инструкция принимает после её подписания главой организации-работодателя, а также лицом, принимаемым на данную должность.
Внимание! При необходимости изготовления многочисленных инструкций для разных позиций рекомендуется первоначально утвердить регламент, описывающий процесс изготовления и утверждения инструкции (порядок подготовки, сроки прохождения и пр.).