Профессиональный стандарт социального работника дает возможность работодателю не только документировать деятельность сотрудника, но и на юридически корректных основаниях произвести изменения в трудовой документации. Помимо этих преимуществ, документ поможет установить квалификационные требования к сотруднику и ввести основы для повышения его квалификации.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта социального работника .doc
Принципы применения профстандартов
В 2015 году был принят 122-ФЗ, заложивший основы для широкого внедрения профстандартов в следующем году. В соответствии с ним в Трудовой кодекс были введены статьи 195.2 и 195.3, разъясняющие порядок разработки и внедрения профстандартов. В частности, они закрепляли их обязательное применение для тех профессий, квалификационные требования к которым устанавливались действующем законодательством. Дополнительно было принято постановление Правительства №584 от 27.06.16, устанавливающее обязательный порядок применения профстандартов в организациях бюджетного типа, а также в компаниях, где доля владения государством составляла более 50%. В остальных ситуациях профстандарты носят добровольный характер и их использование оставлено на усмотрение работодателя. На практике они применяются для:
- Профилактики разногласий с представителями проверяющих инстанций, анализирующих корректность трудовой документации: Рострудом, ПФР, ФСС, а также ФНС.
- Документирования квалификационных требований к кандидатам и действующим сотрудникам. Это касается не только образования и опыта, но и практических и теоретических навыков, а также таких аспектов, как успешный медосмотр или прохождение инструктажа по охране труда.
- Введения требований к действующим работникам для повышения их уровня владения профессиональными компетенциями.
- Изменения организационной структуры и внесения изменений в трудовую документацию.
- Использования в административных и юридических спорах по трудовым разногласиям.
Внимание! Пока вместе с профстандартами актуальность сохраняют и квалификационные справочники ЕКС и ЕТКС. При возникновении противоречий между их положениями наниматель вправе сам выбрать предпочтительный документ.
Состав профстандарта социального работника
В 2013 году Минтрудом был утвержден профстандарт 03.002, описывающий основные характеристики соцработника. Он состоит из четырех частей.
Первая часть дает общие сведения о должности соцработника. Перечислены цели профессии, вид экономической деятельности и группа занятий по классификаторам ОКЗ и ОКВЭД.
Вторая часть документирует функции, составляющие профессию соцработника. Общая функция — предоставление социальных услуг — разбивается на 5 более узких составляющих:
- социально-бытовые услуги;
- социально-медицинские;
- социально-психологические;
- социально-правовые;
- социально-экономические.
Третий раздел инструкции более подробно описывает данные обязанности. Перечисляются требования к уровню образования и опыта, требующиеся для квалифицированного выполнения этих функций. Также даются дополнительные условия для допуска к работе: успешное прохождение медосмотра и отсутствие судимостей.
Далее для каждой из пяти функций описывают:
- Трудовые действия.
- Нужные умения.
- Необходимые теоретические знания.
- Возможные дополнительные параметры.
Так, для функции оказания социально-психологических услуг трудовые действия включают проведение успокаивающих бесед и содействие в получении пациентом необходимых психологических консультаций. Для этого нужны умения поддерживать продуктивную беседу, выявляя при её проведении возможные патологии. Также требуются теоретические знания о возрастной психологии и медицинской этике. Дополнительные параметры включают обязанность соцработника соблюдать нормы конфиденциальности и медицинской этики.
Заключительная часть документа включает список организаций и ответственных лиц, участвовавших в его разработке.
Внимание! Для изложения должностных параметров, которые не упомянуты в профстандарте, используют трудовой договор и должностную инструкцию. Это касается трудовых льгот, полномочий, критериев ответственности за нарушения и т.д.
Внедрение в практику
Профстандарт вводится в деятельность организации поэтапно. Обычно рекомендуется следующий порядок действий:
- Исследование отраслевой специфики организации-работодателя с помощью её ОКВЭД.
- Анализ деятельности действующих сотрудников: их профильных и непрофильных обязанностей, предъявляемых к ним квалификационных требований и пр.
- Поиск тех профстандартов, которые описывают деятельность работников.
- Исследование имеющейся трудовой документации (должностных инструкций, штатного расписания и пр.) на её соответствие положениям профильных профстандартов.
- Внесение необходимых изменений и дополнений в трудовую документацию.
При наличии значительного объема работы с многочисленными сотрудниками на разных позициях предварительно рекомендуется создать регламент, в котором описать сроки исследований, этапы внедрения изменений и прочие аспекты.
После полноценного внедрения профстандартов работодатель будет иметь возможности:
- Вводить новые позиции, а также переименовывать имеющиеся на базе ст. 57 ТК РФ.
- Устанавливать требования к квалификации, необходимые для претендентов на должности.
- Требовать от действующих работников повышения квалификации путем прохождения профильного обучения.
Внимание! Действующий Трудовой кодекс РФ не дает возможности уволить сотрудника за его несоответствие параметрам, которые даны в профстандарте. Поэтому можно попытаться предложить ему другую позицию на основании статьи ст. 72.1 ТК.