Работа водителя – это деятельность с высоким уровнем опасности. Центральное место в ее организации занимает режим труда и отдыха. Почему это так важно? Водитель, который отдохнул недостаточно, имеет больший риск попадания в ДТП. Работа его становится менее эффективной.
Вопрос: Возможно ли командирование водителя автомобиля на служебном транспортном средстве в другую местность на 1 — 2 дня? К примеру, выезд запланирован в ночное время, должно ли быть согласие на работу в ночное время водителю автомобиля и медсестре по предрейсовому, послерейсовому осмотру? Режим работы водителя автомобиля в договоре — с 8 до 17 часов.
Посмотреть ответ
Нормативное обоснование
Деятельность водителей регламентируется ТК РФ и Положением «О режиме времени водителей автобусов», установленным Приказом Минтранса №15 от 20 августа 2004 года. 5 июня 2018 года были внесены изменения в Положение. Изменения установлены Приказом Минтранса №170.
Есть автомобиль, но нет штатного водителя. Какие документы надо оформить?
Нормативные акты являются актуальными для любых работодателей, в штате которых работают водители. Это может быть как крупное промышленное предприятие, так и ИП. Есть только одно исключение – специалисты, занятые на международных рейсах или на вахтовой работе. По отношению к ним действуют отдельные нормативные акты.
Вопрос: Какая разница между подвижным и разъездным характером работы? Что лучше установить для водителей, которые передвигаются по всей России, а работодатель находится в Тюмени?
Посмотреть ответ
Что именно входит в рабочее время
Рабочее время водителя – это не только периоды, связанные непосредственно с вождением авто. Это также следующие отрезки времени:
- Перерывы на протяжении трудовой смены, которые нужны для отдыха от управления ТС.
- Время на подготовку к работе и на ее завершение. Этот период предназначен для подготовки авто к поездке и так далее.
- Осмотр перед поездкой и после нее.
- Остановка в зонах погрузки.
- Простои, возникшие не по вине сотрудника.
- Время на устранение поломок, возникших в процессе рабочей поездки.
- Время охраны груза и ТС в процессе стоянки на пункте А и пункте Б, если соответствующее положение прописано в договоре.
- Если это дальний рейс и на нем занято два сотрудника, в рабочий период включается время, на протяжении которого за рулем находился второй водитель.
Вопрос: В организации работают водители и электромонтажник в пределах завода. Проводится ли специальная оценка нестационарных рабочих мест в отношении работ разъездного характера? Если проводится, то каким образом?
Посмотреть ответ
Если день специалиста составляет 7 часов, то это вовсе не обозначает, что все 7 часов человек работает. В это время входят и перерывы, и осмотры, и остановки в пунктах разгрузки.
Важно отметить, что ряд перечисленных отрезков времени учитывается при определении режима не полностью. Пропорции при зачете периодов:
- Охрана груза – не менее 30%.
- Управление ТС вторым водителем – не меньше половины.
Все эти нюансы нужно учитывать при определении режима работы.
Вопрос: Можно ли установить водителям, занимающим одинаковые должности, разный размер компенсации (суточных) за разъездной характер работы?
Посмотреть ответ
Примеры
Рассмотрим расчет продолжительности труда на примере:
Работа | Реально затраченное время | Рабочее время |
---|---|---|
Осмотр перед рейсом | 15 минут | 15 минут |
Вождение | Полчаса | Полчаса |
Погрузка | Полчаса | Полчаса |
Вождение | 3 часа | 3 часа |
Охрана груза | 2 часа | 40 минут (30%) |
Разгрузка | Полчаса | Полчаса |
Итого | 6 часов 45 минут | 5 часов 25 минут |
Длительность рабочего дня указывается в трудовом соглашении. Она учитывается при определении зарплаты.
Периоды работы и отдыха
Работодатель может продлить смену сотрудников до 10 часов в день. Иногда смена может продолжаться до 12 часов. Однако в этом случае совокупное время вождения должно составлять не больше 9 часов. Увеличивать это время нельзя. Если водитель будет беспрерывно находиться за рулем больше 9 часов, это снизит концентрацию его внимания. А это может привести к ДТП. 12 часов – это исключительный случай. В приказе Минтранса №170 от 3 мая 2018 года оговорены обстоятельства, в которых можно увеличивать длительность рабочего дня:
- Человек занят на городских маршрутах (пункт 11 Положения).
- Человек занят на международных перевозках (пункт 10).
- Перевозки, связанные с нуждами здравоохранительных, коммунальных, почтовых учреждений.
- Поездки на служебных авто, связанные с нуждами государственных органов (пункт 12).
- Работа на инкассаторских авто.
Ранее в этот перечень входили перевозки на пожарных и аварийно-спасательных ТС, однако сейчас они исключены из Положения.
ВНИМАНИЕ! Иногда возникает необходимость в рейсе, превышающем 12 часов. К примеру, это может быть поездка в дальний город. Что делать в этом случае? В рейс нужно направлять двух водителей. Работать они будут посменно.
Дополнительные особенности
День водителя может разделяться на 2 части. Это актуально, к примеру, для водителей городских маршрутов. Однако рабочее время, в совокупности, не должно быть больше максимальной продолжительности (9 часов).
В приказе №170 в 2018 году появилось дополнительное ограничение. В частности, совокупный объем часов, затрачиваемых на управление авто, не должен быть больше 56 часов в неделю. Ранее ограничение составляло 90 часов за 2 недели.
Периоды отдыха
Нормативные акты устанавливают необходимость отдыха для водителей. В частности, это следующие временные отрезки:
- Перерыв на обед. Предоставляется на протяжении рабочего дня. Продолжительность его составляет 30 минут – 2 часа. Если продолжительность смены составляет больше 8 часов, можно утвердить два перерыва на прием еды. Однако общая их продолжительность должна составлять не больше 2 часов.
- Перерыв между сменами. Длительность его определяется длительностью рабочего дня. Перерыв между сменами составляет не меньше 200% от смены. К примеру, смена равна 8 часам. Перерыв в данном случае должен составлять не меньше 16 часов.
- Выходные. Составляют не меньше 42 часов. Если используется суммированный учет времени, количество выходных должно быть не меньше числа полных недель в месяце. К примеру, количество недель составляет 4. В этом случае и минимальное число выходных составляет 4 дня.
Специфические условия труда предполагают дополнительное время для отдыха. К примеру, оно предоставляется при международных рейсах. В этом случае у водителя должен быть перерыв на 15 минут после каждых 4-х часов беспрерывного вождения. И это положение является новшеством 2018-го года. Ранее предоставление таких перерывов было ответственностью работодателя. Сейчас их должны самостоятельно организовывать водители. Формулировка была изменена в Приказе №170.
Утверждение графика работы
Все особенности режима труда и отдыха фиксируются в документации. В частности, для этого используются Правила внутреннего распорядка. Именно на основании этих правил оформляется трудовое соглашение с сотрудником. В этом документе также должен быть указан режим работы. Если график ненормированный, это также должно быть указано в трудовом договоре.
Работодатель должен каждый месяц утверждать график труда водителей. В нем указывается эта информация:
- Рабочие дни.
- Время начала и завершения смены.
- Время на перерывы и обеды.
Вся документация должна составляться на основании Приказа Минтранса №15 от 20 августа 2004 года. Этот Приказ внес ряд изменений в Положение, а также в ТК РФ.
Ответственность за нарушение рабочего режима водителя
Работодатель обязан оснастить ТС тахографами. Это специальные аппараты, позволяющие непрерывно регистрировать данные о скорости, маршруте, режиме труда и отдыха. Если тахографа нет, ответственность накладывается на основании статьи 11.23 КоАП РФ:
- Отсутствие тахографа, если его установка обязательна, или нерабочее состояние аппарата. Штраф составит 1 000-3 000 руб для граждан, 5 000-10 000 руб для должностных лиц.
- Нарушение режима труда – штраф от 1000 до 3 000 рублей.
В последнем случае штраф уплачивается именно водителем. Наказание может накладываться в течение 2 месяцев с даты совершения правонарушения.