Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

702

Статья один начинает первый раздел ТК, который отведён под описание базовых принципов взаимодействия сотрудников и нанимателей. В ней перечислены базовые цели и задачи профильного законодательства.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Статья 1 ТК РФ

Структура ст. 1 ТК

В её начале говорится, что трудовое законодательство ориентировано на достижение следующих целей:

  • установление госгарантий соответствующих свобод и возможностей;
  • создание оптимальных условий труда;
  • защита прав и интересов сотрудников и нанимателей.

Подчёркнуто, что ключевыми задачами упомянутого законодательства являются создание условий для достижения оптимального согласования интересов как участников трудовых взаимоотношений, так и государства, а также регулирование данных отношений и иных прямо связанных с ними взаимодействий по:

  • управлению и организации труда;
  • трудоустройству у данного нанимателя;
  • подготовке и дополнительному профобразованию сотрудников у нанимателя;
  • соцпартнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению соответствующих соглашений;
  • участию сотрудников и профсоюзов в установлении условий труда и применении профильного законодательства в прописанных соответствующим законом ситуациях;
  • материальной ответственности нанимателей и сотрудников в сфере трудовых взаимоотношений;
  • профсоюзному и государственному контролю (надзору) за соблюдением профильного законодательства (включая охрану труда) и других актов, содержащих нормативы трудового права;
  • урегулированию трудовых конфликтов;
  • обязательному соцстрахованию в ситуациях, прописанных соответствующими законами.

Рассмотренная статья прописывает базовые цели отечественного трудового законодательства. Следующие статьи ТК нацелены на конкретизацию её положений соответственно своей специфике.  

Основные вопросы по ст. 1 ТК

О какой материальной ответственности упоминает данная статья?

ТК предусматривает ряд ситуаций, когда с сотрудника, причинившего материальный вред нанимателю, может быть взыскана соответствующая компенсация. Также ТК предусматривает и противоположный порядок действий, когда именно работодатель несёт ответственность перед пострадавшими по его вине сотрудниками. Причём ущерб может возникать как из-за некорректных действий субъекта, так и из-за его бездействия. Данные случаи разобраны в разделе XI ТК, при этом:

  • гл. 37 прописывает базовые принципы компенсации вреда;
  • гл. 38 разбирает нюансы взыскания с нанимателя средств в пользу сотрудника, пострадавшего по его вине (задержка зарплаты, порча имущества работника и пр.);
  • гл. 39 рассматривает ситуации, когда сотрудник, нанёсший ущерб нанимателю, обязан компенсировать нанесённый вред в некотором размере.

Следует отметить, что именно гл. 39 наиболее востребована в трудовых спорах, затрагивающих нюансы компенсации вреда. Причём она даёт возможность сотруднику избежать или значительно снизить величину компенсационных выплат. Подобные возможности прописаны, к примеру, в статьях 239 (перечисляет ситуации, исключающие материальную ответственность сотрудника), 240 (даёт возможность нанимателю отказаться от положенной ему компенсации) и т.д.

О каких вариантах участия сотрудников и профсоюзов в определении условий труда упоминает комментируемая статья?

Подобные ситуации предусмотрены следующими источниками:

  • гл. 58 ТК – она полностью посвящена защите прав трудящихся соответствующими профсоюзами;
  • гл. 59 ТК – в ней разобраны ситуации, когда сотрудники могут самостоятельно защищать свои права;
  • гл. 2 ФЗ №10 от 12.01.96 – она закрепляет ключевые возможности профсоюзов по защите прав трудящихся, причём не только тех, кто состоит их членами.

Перечисленные источники коррелируют со ст. 1 ТК, повторяя её мысль о возможности сотрудников и их профсоюзов принимать участие в разработке трудовой политики на разных уровнях взаимодействия экономических субъектов.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке