Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

125

Ст. 144 ТК отведена описанию систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (далее – госработников). Она тесно связана со ст. 143 ТК.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Статья 144 ТК РФ

Описание ст. 144 ТК

В её начале говорится, что системы оплаты труда (в т.ч. тарифного типа) госработников устанавливаются:

  • в федеральных госучреждениях – колдоговорами, соглашениями, локальными актами на базе общефедеральных законов и прочих актов РФ;
  • в госучреждениях субъектов РФ – колдоговорами, соглашениями, локальными актами на базе законов и актов уровня РФ и региона;
  • в муниципальных структурах – колдоговорами, соглашениями, локальными актами на базе законов РФ и региона и нормативных актов уровня РФ, региона, органов местного самоуправления.

Подчёркнуто, что Правительство может вводить в действие базовые (должностные) оклады и ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам.

Упомянуто, что зарплата госработников не может быть меньше базовых окладов и ставок зарплаты соответствующих вышеупомянутых групп.

Указано, что базовые (должностные) оклады и ставки зарплаты, утверждённые Правительством, финансируются:

  • федеральными госучреждениями – за счёт общефедерального бюджета;
  • госучреждениями субъектов РФ – за счёт бюджетных ресурсов этих субъектов;
  • муниципальными структурами – за счёт местных бюджетных ресурсов.

Подчёркнуто, что системы оплаты труда госработников принимаются с учётом тарифно-квалификационного справочника работ (ЕТКС), квалификационного справочника должностей (ЕКС) или профстандартов, а также с учётом госгарантий по оплате труда, рекомендаций общероссийской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых взаимоотношений (ч. 3 ст. 135 ТК), пожеланий соответствующих профсоюзов (их объединений) и союзов нанимателей.

Указано, что профессиональные квалификационные группы – группы профессий (позиций) рабочих (служащих), сгруппированные с учётом сферы деятельности на базе требований к квалификации, нужных для осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий (позиций) рабочих (служащих) к этим группам утверждаются общефедеральным органом, ответственным за регулирование сферы труда и проведение в ней профильной госполитики.

Упомянуто, что Правительство вправе утверждать требования к системам оплаты труда госработников, в т.ч. в плане установления (дифференциации) окладов, ставок зарплаты, списков компенсационных и стимулирующих выплат, а также критериев назначения этих выплат.

Подчёркнуто, что при утверждении Правительством требований к системам оплаты труда госработников определяется сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, которых затрагивают эти требования, а также период, в течение которого вышеупомянутым госструктурам нужно переформатировать свои условия оплаты труда под данные требования.

Вопрос-ответ по ст. 144 ТК

О каких дополнительных выплатах для госработников говорится в этой статье?

Существуют профильные документы, где классифицированы вышеупомянутые выплаты. К ним относятся:

  • Постановление Правительства №583 от 05.08.08 – в нём изложены базовые принципы оплаты трудовой деятельности госработников.
  • Приказ Минздравсоцразвития №822 от 29.12.07 – в нём рассмотрены нюансы выплат компенсационного типа.
  • Приказ Минздравсоцразвития №818 от 29.12.07 – в нём разобраны ключевые моменты выплат стимулирующего типа.

Примеры выплат стимулирующего типа:

  • за интенсивность, результативность и качество трудовой деятельности;
  • за стаж и выслугу;
  • за достигнутые благодаря сотруднику результаты.

Выплаты компенсационного типа положены за работу:

  • в особо трудных условиях, в т.ч. при экстремальном климате;
  • в нестандартных условиях (ночью, в праздники и пр.);
  • с деликатной непубличной информацией.

В вышеперечисленных документах не только приведён перечень соответствующих выплат, но и дано разъяснение по принципам их установления. К этим принципам относятся:

  • взаимосвязь вышерассмотренных выплат с окладами;
  • документы, на базе которых формируются эти выплаты;
  • статьи ТК (147-149), на которые следует ориентироваться при практической реализации этих выплат.

Отдельно нужно отметить, что нарушения в сфере реализации вышерассмотренных выплат подлежат наказанию по ст. 5.27 КоАП (форматы наказаний – предупреждения, штрафы, дисквалификация). Причём в ситуации рецидива наказание ужесточается.

Чем обусловлена востребованность ст. 144 ТК?

Госсектор (к нему можно отнести и муниципалитеты) играет очень большую роль в экономико-социальной жизни страны. Это влияние как прямое, так и косвенное.

К прямому влиянию можно отнести:

  • владение госсобственностью (недвижимость, пакеты ценных бумаг и пр.);
  • управление госкомпаниями;
  • определение общих рамок, в которых действуют экономические субъекты;
  • принятие и проведение в жизнь разнообразных законов;
  • госзакупки и госфинансирование;
  • взимание налогов и прочих обязательных платежей и т.д.

К косвенному воздействию можно отнести:

  • занятость в госсекторе сотен тысяч людей, что особенно важно для бедных территорий;
  • различные формы поощрения бизнеса и населения;
  • регулятивное воздействие по всему спектру экономических субъектов и пр.

Даже из приведённого крайне неполного перечня понятно, что госсектор играет очень большое значение в жизни нашей страны (впрочем, он очень значим и в других государствах). Следовательно, кадровая политика в этом секторе, как и её составная часть, оплата труда, также имеют ключевое значение не только для самих госработников, но и для прочих лиц, зависящих от качества функционирования госсектора. Этим и объясняется как присутствие в ТК специальной статьи, посвящённой вознаграждению госработников, так и профильных документов, регулирующих нюансы подобных выплат.

Что следует учитывать при использовании ст. 144 ТК?

В первую очередь нужно помнить, что она рассчитана на госработников – а эту категорию не следует путать со служащими государственных и муниципальных структур. Нюансы оплаты труда этих групп описаны в следующих источниках:

  • ст. 50 и ст. 51 ФЗ №79 от 27.07.04;
  • ст. 22 ФЗ №25 от 02.03.07.

Другой важный момент – системы оплаты тарифного типа отдельно рассмотрены в ст. 143 ТК, что делает её обязательной для изучения специфики использования ст. 144 ТК.

Третий момент – в рассмотренной статье упомянуты рекомендации общероссийской трёхсторонней комиссии. Нужно помнить, что они обновляются на регулярной ежегодной основе – этот принцип закреплён ст. 135 ТК.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке