Статья 210 ТК отведена под перечисление целей госполитики по охране труда. Она завершает главу 33, отведённую под характеристику терминов, используемых в данной сфере.
Содержание ст. 210 ТК
В ней перечислены 20 направлений госполитики. Вот их перечень:
- соблюдение приоритета сбережения жизни и здоровья трудящихся;
- проведение в жизнь законов и профильных актов на уровне РФ и её регионов, а также профильных программ, посвящённых улучшению параметров труда и его охране;
- управление сферой безопасности труда;
- надзор на общефедеральном уровне за соблюдением положений трудового законодательства и профильных актов, включающий также контроль за соблюдением актуальных критериев в области безопасности проведения работ;
- экспертиза параметров для трудовой деятельности;
- определение параметров проведения экспертизы трудовой деятельности и оценка её качества;
- оказание содействия надзору со стороны общества за соблюдением возможностей и надлежащих интересов трудящихся;
- профилактика несчастных случаев и причинения ущерба здоровью трудящихся;
- подсчёт и расследование производственных несчастных случаев и профзаболеваний;
- соблюдение надлежащих интересов трудящихся, пострадавших от производственных несчастных случаев и профзаболеваний, а также членов их семей на базе профильного соцстрахования;
- установление надлежащих льгот за трудовую деятельность во вредных условиях;
- координация мер в области охраны труда, экологии и т.д.;
- внедрение образцового опыта улучшения параметров труда и его охраны;
- софинансирование мер по охране труда;
- подготовка профильных специалистов и их дополнительное профобучение;
- организация ведения отчётности по параметрам труда, сопутствующему травматизму, профзаболеваниям и об их последствиях;
- обеспечение работы единой профильной информационной системы;
- профильное сотрудничество на международном уровне;
- осуществление политики в сфере налогов, поощряющей оптимальные условия для трудящихся, внедрение безопасного оборудования и технологий, производство средств защиты для персонала;
- установление норм по обеспечению трудящихся за счёт их нанимателей средствами защиты, помещениями и приборами санитарно-бытового назначения и т.д.
В заключении указывается, что реализация перечисленных целей обеспечивается посредством координации действий соответствующих госструктур, функционирующих на уровне РФ, её регионов и муниципалитетов, а также нанимателей, профсоюзов и их объединений.
Разобранная статья носит общий характер, декларируя намерения и принципы функционирования госструктур. Она является основной для проведения госполитики на уровне профильных организаций.
Вопросы по содержанию ст. 210 ТК
На каких документах базируется эта статья?
Она опирается на соответствующие конституционные положения и статьи международных документов. Так, на уровне МОК по охране труда были приняты Конвенции № 81 и 155 в, соответственно, 1947 и 1981 годах. Эти документы касались принципов функционирования инспекции труда и безопасности трудовой деятельности. А в Конституции отдельная ст. 37 декларирует основные принципы трудовой деятельности на общефедеральном уровне.
В каких документах применяются положения данной статьи?
Прежде всего они используются в текстах соответствующих федеральных законов. Так, они применяются в последних редакциях ФЗ № 426 от 28.12.13 и ФЗ № 125 от 24.07.98, посвящённых, соответственно, оценке надлежащих условий для проведения трудовой деятельности и страхованию трудящихся от несчастных случаев. Также они применяются и в иных правовых документах – Приказ Минтруда № 412н от 24.06.16, посвящённый стандартному положению комиссии по охране труда и пр.
Дополнительно нужно отметить и связь ст. 210 с другими статьями ТК. Так, госнадзору по охране труда посвящена отдельная глава 57. Тема экспертизы условий трудовой деятельности дополнительно затронута в ст. 216.1 и т.д.
О каких целевых программах упоминает рассматриваемая статья?
Примером такого рода программ является общефедеральная Концепция по росту эффективности отслеживания соблюдения правил, закреплённых в действующем профильном законодательстве. Она была утверждена на правительственном уровне в 2015 году. Среди основных направлений этого документа:
- стимулирование нанимателей к безопасности трудовой деятельности, в том числе с помощью соответствующей пропаганды;
- формирование информационной открытости контроля со стороны государства за параметрами безопасности труда;
- расширение практики отслеживания соответствующих рисков со стороны государства;
- качественное развитие профильных госструктур и их координация с трудящимися, их нанимателями и т.д.
Нетрудно заметить, что многие из перечисленных целей созвучны положениям рассматриваемой статьи.