Статья 223 ТК посвящена параметрам санитарно-бытового и медицинского обеспечения потребностей сотрудников. Подчёркивается, что обязанность по предоставлению этого обеспечения возлагается на нанимателя.
Характеристика ст. 223 ТК
В её начале подчёркивается, что как санитарно-бытовое, так и медицинское обслуживание должен обеспечить наниматель. При этом данное обслуживание организуется в соответствии с актуальными параметрами охраны труда.
Далее перечисляются конкретные обязанности нанимателя по обеспечению этого обслуживания. Наниматель должен обеспечить функционирование:
- санитарно-бытовых помещений;
- мест для приёма пищи;
- пунктов по оказанию медпомощи;
- мест для отдыха и разгрузки;
- устройств для снабжения отдельных групп персонала водой и т.д.
Отдельно указано, что перевозка пострадавших сотрудников в профильные медучреждения, как и к ним домой, производится с помощью транспорта нанимателя или за его счёт. Перечислены предпосылки для этих перевозок:
- профзаболевания;
- производственные несчастные случаи;
- соответствующие медицинские показатели.
Рассмотренная глава, как видно из её содержания, не только предписывает нанимателю обеспечить положенный уровень медицинского и бытового обслуживания персонала, но и даёт конкретные примеры этого обслуживания.
Основные вопросы по параметрам использования ст. 223 ТК
О каких актуальных параметрах охраны труда упоминает разбираемая статья?
Имеются в виду параметры, перечисленные в ст. 211 ТК. Их источником выступают профильные законы и нормативные акты. Важно знать, что данные параметры обладают некоторыми особенностями:
- обязательны для всех групп нанимателей;
- действуют для всех видов деятельности;
- правила, регулирующие их параметры функционирования, устанавливаются на уровне Правительства с учётом пожеланий заинтересованных сторон, организованных в формате Трёхсторонней комиссии.
Необходимость соблюдения этих параметров подчёркнута на уровне ТК, среди других прав и обязанностей сторон, вступающих в трудовые взаимоотношения (статьи 21 и 22).
Что имеется в виду под санитарно-бытовым обслуживанием?
Под этим подразумевается довольно обширный комплекс действий нанимателя. Так, в это обслуживание может входить обустройство:
- помещений для обогрева (охлаждения);
- гардеробных;
- душевых;
- туалетов и т.д.
Конкретные компоненты зависят от отрасли нанимателя, региона его функционирования и размаха деятельности.
Каким документом регулируется обустройство пункта по оказанию медпомощи?
В этой области действует СанПиН 2.1.3.2630-10, утверждённый в 2010 году. В его п. 10.22 прописаны общие требования к этим пунктам. Также в данном документе указаны параметры санитарного ухода за профильным инвентарём, нормативы личной гигиены и иные нюансы.
Что касается обеспечения данного пункта медсредствами, то этот вопрос разобран в Приказе Минздравсоцразвития № 169н от 05.03.11. Приложение к этому документу содержит список необходимых компонентов, находящихся в аптечках, которыми обеспечиваются все пункты по оказанию срочной медпомощи.
Для нанимателя обязательна перевозка всех пострадавших сотрудников, даже виноватых в происшествии?
Да, обязательна, поскольку в разбираемой статье не установлены какие-то ограничения. Даже если пострадавший сотрудник сам виновен в своей травме, наниматель всё равно обязан или самостоятельно доставить его в медучреждение, или оплатить эту доставку за счёт своих средств. Этот нюанс добавлен для профилактики ситуации, когда руководитель будет начинать спор из-за оплаты перевозки пострадавшего сотрудника, что может привести к непредсказуемым тяжёлым последствиям.
Отдельно нужно отметить обязанность нанимателя заняться перевозкой сотрудника, если его здоровье ухудшилось даже без очевидных внешних причин, – это может объясняться воздействием каких-то неочевидных вредных факторов.