Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Статья 23 ТК РФ. Понятие социального партнерства в сфере труда

356

Под социальным партнерством применительно к сфере трудовых правоотношений подразумевается регламентированное законодательно взаимодействие между работниками в лице их представителей, работодателями в лице их представителей и государственными (региональными, местными) органами власти. Целью социального партнерства является регулирование трудовых правоотношений.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Статья 23 ТК РФ

Философская категория социального договора применительно к трудовым правоотношениям

Демократизация и либерализация общественных отношений влечет за собой переосмысление трудовых отношений между работниками и работодателями. В ходе перестройки правоотношений место капиталистического диктата работодателя или коммунистического диктата власти занимают правоотношения, завязанные на диалоге, призванном уравновесить соотношение сил в трудовых правоотношениях. Как следствие, органы власти различных уровней вступают в эти правоотношения в качестве верховного регулятора, определяющего не частные, а общие вопросы трудовых правоотношений.

Безусловно, «социальное партнерство» всего лишь веяние времени, поскольку истинное партнерство между работодателями и наемной рабочий силой попросту невозможно в виду антагонистичности их интересов. То есть понятие «социальное партнерство» — это в большей степени философское направление трудового права, нежели прикладное. Однако некоторые аспекты трудового партнерства могут быть внедрены в практику, поскольку при общей антагонистичности интересов в некоторых направлениях интересы работодателей и работников могут и совпадать, хотя и по разным основаниям.

Так, для работодателя важно получение прибылей и сверхприбылей при относительно недорогой стоимости рабочей силы, в то время как работники заинтересованы в стабильности работы, получении заработной платы и хотя бы минимальной социальной защищенности.

Таким образом, социальное партнерство — это хрупкий мост между общими интересами и естественными конфликтами интересов. Для поддержания функциональности моста работодателям и работникам необходимо разрабатывать методы поддержания «социального мира», позволяющего сторонам трудового отношения соблюдать собственные интересы, не причиняя при этом ущерба контрагенту.

Государство, как регулятор социального партнерства

Социальное партнерство предполагает снижение роли государственной власти в правоотношениях между социальными слоями. Применительно к трудовым правоотношениям социальное партнерство предполагает отказ от централизации в регулировании трудовых отношений между работниками и работодателями. То есть в рамках социального партнерства отпадает, хотя и не полностью, роль государства как единственного гаранта соблюдения прав и интересов сторон трудовых отношений.

На смену гарантирующей функции государства приходит гарантирующая функция договора, а государство, в свою очередь, принимает на себя функцию арбитра. При этом не будет иметь особого значения, посредством какого именно договора будет уравновешиваться соотношение сил в трудовых правоотношениях: коллективного договора или трехсторонних соглашений по урегулированию споров.

Государство в качестве высшего арбитра посредством Трудового кодекса определяет способы и формы социального партнерства. Так, конкретные формы социального партнерства представлены в ст. 27 ТК РФ.

Субъектный состав социального партнерства

Было бы неправильным рассматривать субъектный состав социального партнерства исключительно сквозь призму субъектного состава трудового договора. Безусловно, социальное партнерство — это диалог между работодателями и работниками, однако в рамках этого диалога и работодатели, и работники могут принимать различные решения без участия противоположной стороны.

Например:

  • объединение работодателей может выработать единую политику по оплате труда в пределах одной отрасли или региона. Соответственно, принятое решение скажется на условиях диалога, а это означает, что соглашение работодателей будет рассматриваться объединением работников (профсоюзами) с целью устранения возможных противоречий;
  • профсоюзы могут обратиться с законодательной инициативой о принятии нужного работникам нормативного акта.

Поэтому субъектный состав социального партнерства следует определять по количеству задействованных в конкретном правоотношении участников. Так, отношения по типу «работник-работодатель» будут билатеральными (двухсторонними), а отношения, в которые включаются иные участники (государство, профсоюзы, союзы и т.д.) — трехсторонними.

Правоприменение

Не могут быть предметом социального партнерства правоотношения, выходящие за его рамки. Так, не могут быть разрешимы в договорном порядке правоотношения, связанные с государственным регулированием трудовых отношений, а именно:

  • правоотношения, связанные с госконтролем и по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;
  • нормы трудового права в целом;
  • специфика рассмотрения трудовых споров в судебных инстанциях;
  • отношения по разрешению трудовых споров в суде;
  • отношения, связанные с обязательным социальным страхованием.

Однозначно в сферу действия социально-правового партнерства попадают:

  • правоотношения, связанные с добровольным социальным страхованием;
  • полномочия профсоюзов;
  • досудебный порядок урегулирования трудовых споров.

Сохранить:
Скопировать урл
Распечатать
Комментарии
Комментарии

Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке