Статья 329 ТК посвящена нюансам графика труда и отдыха сотрудников, работа которых прямо связана с перемещением транспортных средств. Частично она носит ссылочный характер.
Содержание ст. 329 ТК
В её начале закреплён запрет на совместительство. Он действует для сотрудников, работа которых прямо связана с управлением:
- транспортными средствами;
- движением этих средств.
Этим группам сотрудников не позволяется заниматься совместительством, если дополнительная работа связана с управлением:
- транспортными средствами;
- движением этих средств.
Конкретный список позиций и работ, связанных с вышеуказанными функциями, утверждается на уровне Правительства. При этом учитываются пожелания трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям.
Указано, что для сотрудников, прямо связанных с движением транспорта, нюансы их деятельности, относящиеся к режиму труда и отдыха, а также к условиям работы, устанавливаются федеральной госструктурой, ответственной за разработку госполитики и регулирование в сфере транспорта. В этом процессе учитываются пожелания трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям.
Отдельно подчёркнуто, что эти особенности не могут ухудшать положение сотрудников по сравнению с уровнем, гарантированным ТК.
Рассмотренная статья содержит важные положения, касающиеся запрета на совместительство для рассматриваемой категории сотрудников. Также она предусматривает возможность принимать на отраслевом уровне постановления, касающиеся специфики их трудовой деятельности.
Основные вопросы по ст. 329 ТК
Какие документы устанавливают особенности труда лиц, работа которых напрямую связана с движением транспорта?
В данное время для различных категорий водителей и других сотрудников транспортной отрасли действуют около десяти приказов, выпущенных Минтрансом. К наиболее важным относятся:
- Приказ № 424 от 16.10.20 – он посвящён нюансам графика труда и отдыха водителей автотранспорта.
- Приказ № 404 от 02.10.20 – в нём оговорены особенности труда и отдыха водителей трамваев и троллейбусов.
- Приказ № 44 от 09.03.16 – он отведён под описание специфических моментов трудовой деятельности сотрудников железной дороги, работа которых напрямую относится к движению поездов.
- Приказ № 18 от 07.07.11 – он описывает нюансы трудового распорядка специалистов, задействованных в техобслуживании гражданских самолётов.
- Приказ № 10 от 30.01.04 – в нём закреплены принципы графика труда и отдыха специалистов, занятых управлением гражданскими самолётами.
Имеются и другие подобные документы, затрагивающие распорядок труда и отдыха лоцманов, моряков водного транспорта и т.п.
Какие особенности работы сотрудников транспортной сферы имеет в виду комментируемая статья?
Их источником выступают упомянутые выше распоряжения Минтранса. К наиболее важным относятся:
- ограничения на общую длительность рабочего времени;
- параметры перерывов и разделения рабочего времени;
- возможность ненормированной работы;
- максимально допустимая трудовая нагрузка на сотрудников;
- принципы подсчёта времени, непосредственно не связанного с работой;
- минимально допустимая длительность перерывов и т.д.
Стоит отметить, что имеются также и многочисленные особенности, связанные с конкретной разновидностью транспорта. Так, Приказ Минтранса № 133 от 16.05.03 разбирает принципы трудовой нагрузки моряков водного транспорта, задействованных на работах аварийно-аврального характера. Также в этом документе имеется специальный раздел, посвящённый учёту трудовой нагрузки моряков в период навигации.