Статья 333 ТК посвящена длительности рабочего времени педагогов. Она устанавливает ограничения по максимальной нагрузке для этой категории сотрудников.
Содержание ст. 333 ТК
В её начале указано, что для педагогов устанавливается сокращённая длительность рабочего времени не больше 36 часов в неделю.
Подчёркнуто, что параметры определения педагогической нагрузки могут меняться в зависимости от:
- конкретной позиции педагога;
- его специальности;
- специфики выполняемой им работы.
К этим параметрам относятся:
- длительности времени труда (нормы рабочих часов за установленную ставку зарплаты);
- принципы определения педагогической нагрузки;
- допустимые причины её корректировки;
- ситуации установления максимальной длительности нагрузки.
Ответственными за эти изменения являются:
- госструктура, занимающаяся реализацией госполитики и регулированием сферы высшего образования – в отношении профессорско-преподавательского состава;
- госструктура, занимающаяся реализацией госполитики и регулированием сферы общего образования – в отношении других педагогов.
Рассмотренная статья закрепляет максимально допустимое значение учебной нагрузки педагогов. Частично она носит отсылочный характер, поскольку допустимая нагрузка педагогов, а также принципы её определения описываются в специальных документах профильных ведомств.
Основные вопросы по ст. 333 ТК
Какой документ используется для расчёта педагогической нагрузки?
Рассматриваемая статья подразумевает Приказ Минобрнауки № 1601 от 22.12.14.
В Приложении № 1 к этому документу описываются общие принципы расчёта длительности учебной нагрузки для педагогов. Так, в нём рассмотрены следующие моменты:
- основные группы педагогов, для которых устанавливается допустимая учебная нагрузка;
- нормы нагрузки для разных групп педагогов;
- максимально допустимая учебная нагрузка не только за месяц, но и за год;
- порядок оплаты сверхурочной учебной нагрузки;
- разъяснения по практическим нюансам расчёта допустимой нагрузки и т.д.
Приложение № 2 к упомянутому приказу посвящено порядку определения учебной нагрузки, указанной в трудовом договоре. В нём рассмотрены следующие моменты:
- промежутки времени, включаемые в учебную нагрузку;
- сроки её расчёта;
- варианты изменения длительности нагрузки для разных групп педагогов;
- необходимые условия для изменения учебной нагрузки;
- принципы формирования локальных актов, посвящённых учебной нагрузке преподавателей.
Также это приложение содержит отдельные пункты, в которых более подробно разъясняются моменты определения допустимой учебной нагрузки для разных категорий педагогов.
Следует отметить, что ключевые принципы определения учебной нагрузки педагогов затронуты и в ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12. В ч. 6 ст. 47 этого ФЗ указаны компоненты, которые нужно включать в общее время нагрузки.
Отдельно следует отметить, что на упомянутый Приказ не распространяется требование об отмене действия с начала 2021 года, предусмотренное для отдельных нормативных актов ФЗ № 247 от 31.07.20.
Чем обусловлено появление ограничений по максимальной учебной нагрузке?
Это обусловлено повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками на педагога. Следует отметить, что эта нагрузка возникает не только из-за преподавания, но и других обязанностей педагогов, предусмотренных ФЗ № 273 от 29.12.12. Например, к ним относятся:
- воспитательная работа;
- индивидуальные занятия, проводимые с отдельными учащимися;
- научно-исследовательская деятельность и т.д.
К этому нужно добавить и специфику нагрузки некоторых педагогов, объясняющуюся работой с отдельными группами учащихся или преподаванием в профильных учебных учреждениях.