Статья 35.1 ТК отведена под описание принципов участия структур соцпартнёрства в создании и реализации госполитики в области труда. Она завершает гл. 5 ТК, посвящённую характеристике органов соцпартнёрства.
Основные аспекты ст. 35.1 ТК
В её начале говорится, что в целях согласования интересов сотрудников, нанимателей (их представителей) и государства по нюансам регулирования социально-трудовых и относящихся к ним экономических взаимоотношений соответствующие структуры – к ним отнесены органы госвласти на общефедеральном и региональном уровнях, а также структуры местного самоуправления – обеспечивают условия для участия комиссий по социально-трудовым взаимоотношениям в разработке и/или обсуждении профильных проектов:
- законов и нормативно-правовых актов;
- программ развития;
- актов органов госвласти и местного самоуправления.
Отмечено, что если такие комиссии на соответствующем уровне соцпартнёрства отсутствуют, то они заменяются профсоюзами, их объединениями, союзами нанимателей.
Подчёркнуто, что подобное сотрудничество происходит в порядке, определённом надлежащими:
- статьями ТК;
- законами и актами РФ и её регионов;
- актами местного самоуправления;
- профильными соглашениями.
Упомянуто, что проекты законов и актов структур исполнительной власти и местного самоуправления в области труда, а также документация, нужная для их полноценного обсуждения, отправляются в вышеупомянутые профильные комиссии (профсоюзы, их объединения, союзы нанимателей) органами власти, принимающими перечисленные документы, действующими на уровнях:
- общефедеральном;
- регионов РФ;
- местного самоуправления.
Подчёркнуто, что решения комиссий или мнения их участников (профсоюзов, их объединений, союзов нанимателей) по направленным им проектам законов и актов органов исполнительной власти и местного самоуправления обязательно рассматриваются органами власти, принимающими перечисленные документы, действующими на уровнях:
- общефедеральном;
- регионов РФ;
- местного самоуправления.
Рассмотренная статья разъясняет нюансы сотрудничества власти и структур соцпартнёрства в плане работы по оптимизации содержания документов, непосредственно затрагивающих область труда.
Ключевые вопросы по ст. 35.1 ТК
Зачем нужна эта статья?
Она конкретизирует процесс сотрудничества власти и структур соцпартнёрства в обсуждении планируемых актов, законов и программ на трёх уровнях:
- общефедеральном;
- региональном;
- местном.
При этом обсуждаемая статья не только обязует структуры власти создать предпосылки для указанного взаимодействия, но и предписывает разбирать пожелания, высказанное комиссией либо её участниками.
Отдельно нужно заметить, что органы власти именно принимают во внимание данные пожелания и мнения, но не руководствуются ими. Речь идёт о рекомендациях, а не о предписаниях. По сути такое разграничение нацелено на получение экспертного мнения непосредственных участников трудовых взаимоотношений, что должно повысить качество функционирования профильных госструктур. Отметим, что данный формат сотрудничества органов госвласти и профильных сообществ очень широко распространён в мировой практике.
Как на практике реализуются положения комментируемой статьи?
Примером её применения является взаимодействие госструктур и участников трудовых взаимоотношений в период эпидемии covid-19. РТК и Правительство проводили регулярные заседания, иногда два-три раза в месяц, в 2020-22 гг. На них обсуждались проекты документов по:
- выплатам пособий трудящимся, оказавшимся на самоизоляции/карантине;
- защите от заражения сотрудников, задействованных в вахтовом режиме;
- предоставлению льгот добровольно прошедшим вакцинацию сотрудникам и пр.
Другие вопросы, затрагиваемые на этих совещаниях, носили более рутинный характер и касались положения работающих мигрантов, внедрения единых социальных платежей, предоставления льгот уязвимым группам трудящихся и т.д.