Статья 355 ТК описывает принципы функционирования и ключевые задачи федеральной инспекции труда. Она касается и должностных лиц, работающих в этой централизованной системе.
Структура ст. 355 ТК
В её начале подчёркивается, что федеральная инспекция труда и её сотрудники действуют на базе принципов:
- уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- законности;
- объективности;
- независимости;
- гласности.
Упомянуто, что ключевыми задачами этой инспекции являются:
- соблюдение и защита трудовых прав и свобод, включая безопасные условия для работы;
- контроль за соблюдением нанимателями трудового законодательства и актов, затрагивающих трудовое право;
- донесение до нанимателей и сотрудников информации о наиболее оптимальных путях и методиках соблюдения положений трудового законодательства и актов, затрагивающих трудовое право;
- информирование соответствующих госструктур о фактах нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, не попадающих под действие трудового законодательства и актов, затрагивающих трудовое право.
Рассмотренная статья содержит ключевые сведения о базовых принципах работы федеральной инспекции труда. Особенно важно, что она в исчерпывающей форме приводит круг задач, за которые отвечает эта инспекция.
Основные вопросы по использованию ст. 355 ТК
На каких источниках базируется список задач, приведённый в этой статье?
В значительной степени он сформулирован, исходя из тех положений Конституции, в которых провозглашаются такие моменты, как уважение прав граждан, соблюдение их свобод и другие подобные базовые вещи (статьи 18, 45 и т.д.). Другим источником является Конвенция МОТ от 1947 года № 81, которая была ратифицирована для РФ в 1998 году. В ст. 3 этой Конвенции перечисляются ключевые задачи госинспекции по труду, совпадающие с теми, которые упомянуты в комментируемой статье. Интересно отметить, что Конвенция предусматривает опцию исполнения служащими госинспекции по труду и других функций, но при условии, что они не будут мешать их основной деятельности.
Также нужно отметить, что данная статья применяется в комплексе со статьями 353-354 и 356-365 ТК, в которых излагаются разнообразные параметры осуществления госконтроля за корректностью действий участников трудовых взаимоотношений.
Какие акты применяются совместно с данной статьёй?
При реализации задач, перечисленных в комментируемой статье, служащие федеральной инспекции труда должны ориентироваться на ФЗ № 294 от 26.12.08. В ст. 3 этого ФЗ излагаются принципы, которые обязательны к соблюдению служащими, производящими контрольные действия в отношении юридических лиц и ИП. Среди них:
- презумпция добросовестности проверяемых субъектов;
- доступность для проверяемых официальной информации, связанной с контрольными мероприятиями;
- соразмерность проверок полномочиям служащих и контролирующей организации;
- ответственность контролирующих структур и их сотрудников за нарушения при осуществлении проверок;
- недопустимость требований денег за проверки;
- финансирование мероприятий контрольных органов за счёт ресурсов соответствующих бюджетов и т.д.
В других статьях этого ФЗ содержатся и иные положения, обязательные для изучения как проверяемыми субъектами, так и служащими, работающими в контролирующих госструктурах.
Также нужно подчеркнуть, что ст. 19.6.1 КоАП предусматривает ответственность сотрудников контролирующих организаций за несоблюдение требований, закреплённых в упомянутом ФЗ. Эта ответственность включает такие меры воздействия, как предупреждения, штрафы до 10 тыс. рублей или временную дисквалификацию (до года).