Статья 363 ТК посвящена аспектам ответственности за воспрепятствование профильной деятельности государственных инспекторов труда. Она имеет отсылочный характер.
Структура ст. 363 ТК
Эта статья имеет небольшой объём. В ней говорится, что лица, препятствующие осуществлению федерального госконтроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и других нормативных актов, затрагивающих область трудового права, несут ответственность в соответствии с актуальным законодательством.
Специально упоминаются следующие разновидности создания препятствий для нормальной рабочей деятельности госинспекторов:
- невыполнение предъявленных предписаний;
- применение угроз насилия к госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу;
- насильственные действия по отношению к госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу.
Рассмотренная статья, несмотря на небольшой объём, содержит перечень действий, с помощью которых какое-то лицо может препятствовать профессиональной деятельности госинспекторов труда. Важным её положением является упоминание, что эти действия могут затрагивать не только непосредственно госинспектора труда, но также его семью и имущество. Соответственно, это расширяет границы противоправных действий, за которые нарушителю грозит наказание.
Основные вопросы по использованию ст. 363 ТК
Какие законы и акты связаны с этой статьёй?
Она введена в действие на базе ст. 18 Конвенции МОТ № 81 от 1947 года (вступила в силу для РФ с 1999 года). В ней сказано, что противодействие госинспекторам труда должно наказываться соответственно национальному законодательству.
В ТК также имеются положения, подчёркивающие необходимость для нанимателей содействовать беспрепятственной работе представителей госструктур, действующих на законной основе, а также исполнять их предписания. Об этом говорится в статьях 22 и 212 ТК.
О необходимости содействовать представителям контролирующих структур в их профессиональной деятельности упоминается и в ст. 25 посвящённого защите прав нанимателей при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий ФЗ № 294 от 26.12.08.
Какова ответственность за нарушения, предусмотренные комментируемой статьёй?
Перечень этих нарушений, как и наказаний за них, содержится в КоАП и УК:
- Ст. 17.7 КоАП посвящена ответственности за невыполнение распоряжений лиц, задействованных в производстве по делам об административных правонарушениях. Наказание за это – штрафы, временная дисквалификация (до года), простановка деятельности (до трёх месяцев).
- Статьи 19.4-19.4.1 КоАП предусматривают наказание за неповиновение и создание препятствий для должностных лиц при осуществлении ими правомерных контрольно-надзорных действий. Разновидности таких наказаний – штрафы и предупреждения. Рецидив при создании препятствий может закончиться дисквалификацией на срок до года.
- Ст. 318 УК содержит список наказаний для лиц, применяющих насилие в отношении представителя власти. За насилие в лёгкой форме, неопасное для жизни и здоровья, а также за словесные угрозы применения насилия она предусматривает следующие разновидности наказаний: штраф до 200 тыс. руб., арест до полугода, заключение до пяти лет. Если насилие более серьёзно, то дело может закончиться заключением на срок до 10 лет.
- Ст. 319 УК предусматривает наказание за оскорбление представителя власти в публичной форме. Нарушителя может ждать штраф до 40 тыс. руб. или принудительные работы длительностью до года.
Также нужно отметить, что статьи 192-193 ТК предусматривают дисциплинарную ответственность отдельных сотрудников за некорректные действия. Она может быть применена за сравнительно незначительные проступки, совершённые ими при проведении контрольно-надзорных действий.