Статья 400 ТК посвящена рассмотрению нанимателем требований сотрудников, профсоюзов и их объединений. Она устанавливает сроки, отведённые для рассмотрения этих требований работодателем (их группой). Принципы правомерной формулировки данных требований разобраны в ст. 399 ТК.
Структура ст. 400 ТК
В её начале говорится, что наниматель обязан рассмотреть предъявленные ему требования сотрудников. О своём решении по этим требованиям он уведомляет представительный орган сотрудников организации (филиала, представительства или другого отдельного подразделения) или ИП. Уведомление составляется им в письменном виде в течение двух рабочих дней со дня получения требований.
Подчёркнуто, что объединения нанимателей, как и другие их представители, определённые в соответствии со ст. 34 ТК, обязаны рассмотреть отправленные им требования профсоюзов (их объединений). Результаты рассмотрения в письменном виде сообщаются профсоюзам (их объединениям) в течение трёх недель со дня получения требований.
Разобранная статья излагает базовые принципы рассмотрения работодателем (их союзами) групповых требований сотрудников. Важно отметить, что она действует в связке со ст. 399 ТК, описывающей принципы корректного создания подобных требований.
Основные вопросы по практическому использованию ст. 400 ТК
Что произойдёт, если наниматель (представляющее его лицо) не хочет знакомиться с требованиями сотрудников?
В данной ситуации нужно руководствоваться соответствующими статьями КоАП и ТК.
В ст. 5.28 КоАП говорится, что нанимателю (его представителю) за уклонение от участия в переговорах по коллективному договору (соглашению) полагается предупреждение или административный штраф до трёх тысяч рублей.
Такой же штраф грозит нанимателю (его представителю) в ситуации уклонения от получения требований сотрудников (ст. 5.28 КоАП).
В ст. 416 ТК отдельно рассмотрен вариант отказа представителя нанимателя от получения требований сотрудников. В ней указано, что данное лицо подлежит следующей ответственности:
- административной – по ст. 5.32 КоАП;
- дисциплинарной – по ст. 192 ТК.
В соответствии со ст. 192 представитель нанимателя может:
- быть уволен (в крайних ситуациях, по п. 10 ст. 81 ТК);
- получить выговор или замечание.
Формат наказания зависит от:
- окружающих обстоятельств;
- тяжести проступка.
Также в ст. 192 ТК упоминается и о возможности других дисциплинарных наказаний, предусмотренных профильными источниками.
Нужно подчеркнуть, что законодательством специально разобран вариант, когда представитель нанимателя самостоятельно игнорирует требования сотрудников, предъявленные в соответствии со статьями 399-400 ТК. Это обусловлено необходимостью профилактики ситуаций, когда организация-наниматель страдает из-за некомпетентных (или преднамеренных) действий отдельных менеджеров.
Что произойдёт, если наниматель в сроки, закреплённые комментируемой статьёй, не ответит на требования сотрудников?
В ст. 398 ТК говорится, что день начала коллективного трудового спора – это день, когда наниматель не уведомил сотрудников о своём решении по предъявленным ему требованиями в сроки, прописанные в ст. 400 ТК. Следовательно, пропуск нанимателем этих сроков автоматически влечёт начало коллективного трудового конфликта.
Отдельно нужно отметить, что для этого от нанимателя не требуется каких-то специальных заявлений – достаточно нарушения установленных ст. 400 ТК сроков.
Следом, как указано в ст. 401 ТК, предпринимаются попытки с помощью примирительных процедур разрешить конфликт, не доводя его до забастовки и иных крайних ситуаций.