Статья 404 ТК отведена под описание разбора коллективного трудового конфликта в арбитраже. Данное разбирательство, как подчёркнуто в ст. 401 ТК, является заключительной стадией примирительных процедур.
Структура ст. 404 ТК
В её начале говорится, что трудовой арбитраж – это специальная структура для разбирательства коллективного трудового конфликта. Временный арбитраж создаётся участниками спора вместе с госорганом, отвечающим за урегулирование коллективных трудовых конфликтов, специально для разбирательства этого спора. Постановлением трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям при ней может быть сформирован постоянный арбитраж для улаживания соответствующих конфликтов, передаваемых ему для разбирательства по взаимной договорённости сторон.
Подчёркнуто, что участники конфликта начинают переговоры о его разбирательстве в арбитраже после:
- утверждения протокола разногласий по завершении разбирательства конфликта с участием посредника (не позже следующего трудового дня после утверждения этого документа);
- окончания срока, данного участникам конфликта для поиска взаимоприемлемой кандидатуры посредника;
- создания протокола об отказе участника (участников) конфликта от его рассмотрения с помощью посредника.
Упомянуто, что при достижении согласия участников конфликта о его разбирательстве арбитражем ими заключается специальное соглашение, включающее условие об обязательном выполнении решений данного органа. Далее участникам конфликта доступны два варианта:
- сформировать вместе с госорганом, отвечающим за улаживание трудовых споров, временный арбитраж для разбирательства конфликта;
- передать спор в постоянный арбитраж, сформированный при трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям.
Для реализации этих вариантов им доступны следующие сроки:
- при возникновении конфликта на локальном уровне соцпартнёрства – два рабочих дня;
- при возникновении конфликта на других уровнях соцпартнёрства – четыре дня.
Подчёркнуто, что состав и регламент временного арбитража устанавливаются согласованным решением:
- нанимателя (его представителя);
- представителя сотрудников;
- госоргана, отвечающего за урегулирование трудовых конфликтов группового характера.
Упомянуто, что регламент и принципы формирования состава постоянного арбитража для конкретного конфликта определяются профильным положением, утверждаемым соответствующей трёхсторонней комиссией по социально-трудовым взаимоотношениям. Также федеральным госучреждением, отвечающим за госполитику в сфере труда, с учётом пожеланий Российской трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям может утверждаться типовое положение (устав) о постоянном арбитраже.
Отдельно прописаны сроки рассмотрения конфликта в трудовом арбитраже:
- при конфликте на локальном уровне соцпартнёрства – максимум три рабочих дня;
- при конфликте на прочих уровнях соцпартнёрства – максимум пять дней.
Отсчёт этих сроков начинается со дня формирования временного трудового арбитража или передачи конфликта на разбор в постоянный арбитраж.
Отдельно упомянуты функции арбитража. Этот орган:
- разбирает обращения участников конфликта;
- получает нужные материалы и данные, относящиеся к разбираемому конфликту;
- уведомляет структуры госвласти и местного самоуправления о последствиях неурегулированного конфликта;
- принимает решение по существу разбираемого группового конфликта.
Указано, что решение арбитража по конфликту передаётся его участникам в письменном виде.
Подчёркнуто, что в ситуациях, когда для разрешения конфликта не может проводиться забастовка (как это предусмотрено ч. 1 и ч. 2 ст. 413 ТК), его разбирательство в арбитраже является обязательным. При этом решение арбитража имеет обязательную силу для участников конфликта независимо от соглашения между ними.
Упомянуто, что в ситуации, когда участники конфликта не пришли к согласию о создании временного арбитража, его составе и регламенте либо о передаче спора в постоянный арбитраж, решение по этим моментам принимает госорган, отвечающий за урегулирование коллективных трудовых конфликтов.
Рассмотренная статья детально прописывает ключевые моменты функционирования арбитража в сфере разбирательства трудовых конфликтов группового характера. Важно, что она содержит предписание о необходимости использования арбитража в тех ситуациях, когда действующее законодательство запрещает забастовку.
Основные вопросы по практическому использованию ст. 404 ТК
Какой именно госорган, отвечающий за улаживание коллективных трудовых конфликтов, имеет в виду данная статья?
Она имеет в виду Роструд. Среди других функций этой госструктуры имеется и помощь в улаживании трудовых конфликтов группового характера. Об этом говорится в п. 5.5.10 Постановления Правительства № 324 от 30.06.04. В пунктах 18 и 66 Приложения к приказу Роструда № 196 от 22.07.19 упомянуты принципы предоставления этой госструктурой услуги арбитражного разбирательства.
О каких ситуациях, ограничивающих возможность забастовок, упоминает комментируемая статья?
Ситуациям, в которых запрещены забастовки, целиком посвящена ст. 413 ТК. В ней, со ссылкой на ст. 55 Конституции, говорится, что забастовки безусловно запрещены:
- при действующем режиме ЧС и его аналогах в организациях, занятых ликвидацией неблагоприятных последствий ЧП;
- в организациях, прямо занятых обеспечением базовых потребностей населения (электричество, тепло и т.д.).
Также в ней упомянуты и другие ситуации, предусмотренные соответствующими законами. К ним относятся:
- ст. 26 ФЗ № 17 от 10.01.03 – ограничивает опцию забастовки для работников ж/д транспорта;
- ст. 3 Закона РФ № 3132-1 от 26.06.92 – запрещает забастовку для судей;
- ст. 11 ФЗ № 151 от 22.08.95 – запрещает забастовку для служащих спасательных служб и формирований.
Всего общефедеральным законодательством предусмотрено порядка двух десятков ограничений в плане организации забастовочных мероприятий. В основном они касаются отраслей и профессий, жизненно значимых для государства и общества.