Статья 64.1 ТК посвящена описанию нюансов заключений трудового договора с бывшими сотрудниками государственного и муниципального сектора. Она устанавливает двухлетний период, в течение которого для этих лиц действуют определённые ограничения по новому трудоустройству.
Содержание и особенности ст. 64.1 ТК
В начале статьи указывается, что лица, занимавшие определённые позиции в государственном и муниципальном секторе, в течение двух лет после их увольнения не всегда могут трудиться в отдельных организациях. Это ограничения действует, если:
- данные позиции включены в специализированный список, утверждённый соответствующим органом;
- профессиональные обязанности этих лиц включали элементы управления данными организациями.
В этих ситуациях для трудоустройства бывших чиновников необходимо согласие комиссии по контролю требований к служебному поведению сотрудников государственных или муниципальных органов. Это согласие оформляется в соответствии с правилами, прописанными в специализированных актах РФ. Также указано, что эти лица должны при заключении трудовых договоров информировать нанимателя о последнем месте работы в течение двух лет после своего увольнения.
В заключительном абзаце указывается, что наниматель данной категории бывших чиновников при заключении трудового договора с ними должен проинформировать об этом факте представителя их прежнего работодателя в порядке, прописанном в специализированных актах РФ. На предоставление этой информации нанимателю отведено 10 дней.
Итак, эта статья устанавливает некоторые ограничения для бывших сотрудников муниципальных и государственных структур по их новому трудоустройству в целях профилактики коррупционных нарушений.
Основные вопросы применения ст. 64.1 ТК
На основании каких документов установлен список должностей для бывших госслужащих, имеющих ограничение в сфере трудоустройства по ст. 64.1 ТК?
Этот список применяется на основе следующих документов:
- ФЗ от 25.12.08 г. №273, в статье 12 которого содержатся ограничения на трудоустройство бывших сотрудников государственных и муниципальных структур.
- Постановления Правительства от 21.01.15 №29, где прописаны конкретные требования к бывшим госслужащим и их новым нанимателям в части соблюдения антикоррупционных правил.
- Указа Президента от 18.05.09 №557, где причислены должности в госсекторе для которых применяются ограничения, прописанные в ст. 64.1 ТК.
- Аналогичных данному Указу постановлений органов госвласти на уровне муниципалитетов и субъектов РФ.
Все вышеперечисленные документы должны приниматься во внимание бывшими работниками, особенно на руководящем уровне, государственных и муниципальных структур, а также их нанимателями.
Каково назначение рассматриваемой статьи?
Она является средством профилактики возникновения противоречий служебных и частных интересов для чиновников. При этом нужно учитывать, что подобные противоречия возможны не только во время их нахождения на госслужбе, но и после ухода в частный сектор. Это возможно, к примеру, путём передачи важных конфиденциальных сведений заинтересованным сторонам или использования дружеских отношений с другими госслужащими в интересах этих сторон. На предупреждение таких действий и рассчитана как эта статья, так и положения других соответствующих актов, примером которых является антикоррупционный ФЗ №273.
Какова правовая база для рассматриваемой статьи?
На международном уровне ст. 64.1 ТК отображает положения Конвенций ООН от 31.10.03 и 27.01.99 годов. Эти Конвенции посвящены борьбе с коррупцией, в том числе путём привлечения нарушителей к уголовной ответственности. Данные документы были ратифицированы на уровне РФ в 2006 году.
Также в ст. 12 упомянутого выше ФЗ №273, посвящённого борьбе с коррупцией, прямо установлены ограничения, которые в значительной степени повторяет ст. 64.1 ТК.
Какое наказание предусмотрено при нарушении положений ст. 64.1 ТК для бывших чиновников и их нанимателей?
Для бывших чиновников неготовность сообщить о своей работе в госструктурах влечёт прекращение трудового договора с применением положений ст. 84 ТК.
Для их нанимателей, нарушивших требования статьи 64.1 ТК, наступает наказание по ст. 19.29 КоАП в виде штрафа, размер которого для юридического лица может доходить до 0,5 млн руб.