Особенности проведения аудита затрат на производство

10124

Качество функционирования хозяйствующей организации напрямую связано с эффективностью затрат на производство, их анализом, учетом, определением себестоимости производимого товара. Поэтому в бухгалтерском учете компании уделяется серьезное внимание учету трат на изготовление продукции.

Вопрос: Может ли налогоплательщик для целей налога на прибыль произвольно отнести к косвенным расходам затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией (п. 1 ст. 318 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Формирование производственных затрат влияет на образование прибыли, расчет налоговых платежей и размер дивидендов собственникам компании. Поэтому в компаниях востребованы методы обнаружения и снижения ошибок, связанных с определением и подсчетом трат на производство в ходе каждого этапа хозяйственной деятельности.

Цели аудита затрат

Учет трат на изготовление продукции имеет важное значение для эффективности деятельности, так как производственные издержки являются основным компонентом при определении цены реализации, служат основой для управления процессом производства и влияют на итоговые показатели деятельности в организации.

Как проводится аудит затрат на производство продукции молочного скотоводства?

При проверке определения затрат на изготовление продукта по счетам бухгалтерского учета главными задачами аудита являются выявление и оценка:

  • корректности отнесения издержек к части трат по изготовлению и реализации товара;
  • аналитического, синтетического подсчета издержек (на производство), учитываемых в составе себестоимости;
  • точности, полноты отображения хозяйственных процессов в бухучете и в отчетности, соответствия применяемой организацией методики принятой по учетной политике (в период проверки);
  • соблюдения компанией налогового законодательства в отношении процедур, касающихся определения себестоимости изделия с позиции критериев налогообложения;
  • точности подсчета себестоимости производимого изделия по типам расходов;
  • правильности осуществления процесса инвентаризации незавершенного производства и отображения итогов процедуры в учете.

Как проводится подготовка к планированию и проведению аудита?

При аудите проверяющими анализируются финансовые документы проверяемого субъекта, включая:

  • документ об учетной политике, принятый для исполнения проверяемой организацией (положение);
  • бухгалтерский баланс компании;
  • сведения по убыткам, прибылям;
  • оборотная сальдовая ведомость;
  • регистры бухучета по некоторым производственным счетам;
  • ведомости, отражающие распределение заработка сотрудников, отчислений для решения социальных вопросов;
  • карточки заказов (контрактов);
  • ведомости разноски издержек (общепроизводственных, общехозяйственных), включая предстоящие периоды;
  • подсчет отчислений по амортизации, касающихся активов нематериального типа, основных средств;
  • сводный подсчет затрат;
  • документы по проведенным инвентаризациям, в том числе по незавершенному производству.

Законодательное регулирование

Организация процесса проверки регламентируется различными законодательными актами, в том числе:

  1. Федеральными законами о:
    • бухгалтерском учете (№129, 21.11.1996);
    • аудиторской деятельности (№307, 30.12.2008);
  2. Постановлениями Правительства РФ о:
    • государственном регулировании аудиторской деятельности (№80);
    • лицензировании аудиторской деятельности (№190);
    • обеспечении ведения обязательного аудита (№409);
    • приказом МФ РФ о формах отчетности предприятий (№67, 22.07.2003);
  3. Положением по бухучету (ПБУ 10/99), утвержденным приказом МФ РФ (№33, 06.05.1999).

Стадии аудита производственных затрат

Ведение аудита по тратам на изготовление продукта разделяют на части: ознакомительную, основную и заключительную. Каждой из частей соответствуют определенные процедуры, выполняемые проверяющими.

В ходе ознакомления аудитором изучаются характеристики хозяйственного процесса компании организационного и технологического типа, структура производственной деятельности (по видам) с помощью ряда методов по учету затрат:

  • простого, востребованного для проверки на предприятиях, характеризуемых ограниченной номенклатурой изделий, малым объемом незавершенного производства или же его отсутствием;
  • нормативного, чаще используемого в отраслях обрабатывающей промышленности с серийным или массовым изготовлением;
  • позаказного, анализирующего отдельный производственный заказ (работы ремонтные или экспериментальные, малые партии продукта);
  • попередельного, анализирующего последовательные этапы обработки (переделы) сырья и материалов.

При выявлении несоответствия используемого в деятельности компании метода по распределению расходов методу, определяемому учетной политикой, обнаруженное отклонение фиксируется в документах аудиторов.

Проверкой устанавливается соответствие:

  • сведений об остатках по счетам (незавершенного производства, готового продукта), указанных в оборотной сальдовой ведомости, показателям из бухгалтерского баланса (строка 213);
  • показателей себестоимости реализованного продукта, сформированных согласно законодательству и внесенных в отчетность (отчет о прибылях и убытках, стр. 020);
  • показателям аналитического учета (счетам 20, 21, 23, 25, 26, 29, 44) расходов по обычным видам производства (деятельности), указанным в бухгалтерском балансе (раздел VIII, приложение).

Основной этап включает тестирование, по итогам которого производится оценка внутреннего контроля и бухучета производственных затрат, проверяется группирование издержек по расходным счетам.

Прямые траты, имеющие прямое отношение к выпуску товара и относимые на единицу готового изделия, должны отображаться по счету основного производства (Дт сч.20), а косвенные — предварительно учитываться в общепроизводственных, общехозяйственных издержках (сч. 25, 26) для последующего распределения согласно учетной политике.

Устанавливается соответствие урона (потерь) в результате брака определенной статье расходов и общим затратам на выпуск, а также подсчет себестоимости незавершенного производства. Далее проверяется распределение трат, которые не должны относиться к производству единицы готовой продукции, издержек на обслуживание процесса изготовления и управление.

На основе сведений о движении и стоимости готового изделия, включая коммерческие траты (на реализацию готового продукта), сверяются расчеты фактических затрат (себестоимости) на единицу товара и его выпуска за отчетный срок.

Заключительная стадия аудита подразумевает проверку своевременности ведения инвентаризации незавершенного производства и отображения полученных итогов на счетах бухучета. После чего проверяющими готовится аудиторский отчет, который вместе с необходимыми рабочими документами передается руководителю.

Ошибки и нарушения, обнаруживаемые при аудите

Среди частых ошибок, выявляемых в ходе аудита затрат на производство, встречаются:

  • несоответствие методики распределения трат, по которой производятся операции, указанной во внутреннем документе компании (учетной политике);
  • нарушение сроков добавления в себестоимость по отдельным видам издержек;
  • некорректный учет расходов нормируемого типа;
  • неверное оценивание незавершенного производства и отражение остатков по нему;
  • отсутствие соотношения между тратами организации с ее поступлениями;
  • несоблюдение разграничения трат по отчетным периодам;
  • занесение сумм (издержек) в себестоимость без фактических оснований;
  • неверное формирование трат по бартерным контрактам;
  • некорректное оформление первичной документации;
  • несоблюдение учетной методологии (корреспонденции счетов).

При отсутствии раздельного подсчета расходов по производству (основному, вспомогательным) по основному производству происходит завышение себестоимости для целей бухучета и налогообложения, что влечет искажение при расчетах с бюджетом.

Самостоятельное определение НДС при отсутствии последнего в первичных документах (отдельной строкой) чревато необоснованным предъявлением налога бюджету и занижением налоговых сумм для перечисления в бюджет.

Неразделенный подсчет прямых и общепроизводственных издержек влияет на завышение себестоимости для бухучета и определения суммы налогов, на занижение финансового итога по основной деятельности. Корректировка себестоимости, выполненная не полностью и в следующем за отчетным периоде, ведет к росту себестоимости изделия и понижению налогооблагаемой суммы по прибыли.

Важно! Исправления по нарушениям минувших отчетных периодов, внесенные в учет путем уменьшения трат текущего периода, необоснованно понижают себестоимость и прибыль, подлежащую обложению налогом.

Отсутствие резервных фондов и отчислений или их участие в расходах будущего времени является причиной невозможности подтверждения предстоящих расходов по строке баланса, а также завышения базы для определения налогового платежа на имущество и снижения показателя для определения налога на прибыль.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ