Проводя экспертизу условий труда, государство стремится обеспечить своим гражданам достойные условия работы. В ходе этих мероприятий специалисты проверяют компанию-работодателя на соблюдение требований ТК РФ. Подробнее о задачах, порядке, предельных сроках проведения экспертизы и ее результатах читайте в этой статье.
Что проверяет экспертная комиссия?
Если госконтроль заподозрит нарушения ТК РФ в компании, территориальная служба может вынести представление о необходимости в экспертизе условий труда. Ее определение дано в ч. 11 ст. 209 ТК РФ. Это проверка исполнения работодателем закона об охране труда.
Оценке подлежат следующие параметры:
- грамотность начисления сотрудникам поощрений за тяжелый, вредный, опасный труд;
- качество аттестации работников;
- соответствие строительных проектов, процессов техперевооружения, изготовления техники, изменения технологий законодательным нормам;
- реальные условия работы в компании (включая период непосредственно перед производственным несчастным случаем).
Цели проверки
Главная задача специалистов – проверить, соблюдается ли в организации ФЗ №426, действующий в России с 2013 г. В законе четко прописано, какие условия должен создать работодатель сотрудникам, какие и за что предусмотрены вознаграждения с компенсациями.
Цели такой проверки:
- Отстоять право каждого работающего гражданина на безопасный труд.
- Проконтролировать, как соблюдаются нормы охраны труда, качественно ли проводится аттестация сотрудников, правильно ли начисляются выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (наличие неблагоприятных факторов).
- Вынести предложение по отнесению компании к классу профриска.
- Подготовить заключение для суда по поводу необходимости ликвидации компании либо подразделения после фиксации нарушений.
Порядок процедуры
Вопросы экспертизы регулируют трудовое законодательство и Порядок, введенный Приказом Минтруда РФ №549н от 12.08.2014 г. (дальше по тексту – Порядок). Основанием для запуска процедуры становится один из документов:
- судебное постановление;
- письменное заявление от органа исполнительной власти либо ФСС, работодателей (включая их объединения), одного либо нескольких сотрудников компании, профсоюзов, любых страховых организаций (когда проверяются выводы спецоценки рабочих условий);
- представление ГИТ, вынесенное после проведения действий по госнадзору за исполнением требований ФЗ №426 «О спецоценке условий труда» (заявления вправе подавать работники, профсоюз, страховщик, работодатель).
Важно! Если заявление исходит от рядового сотрудника компании, эксперты смогут проверить лишь созданные конкретно для него условия.
Как проходит сама процедура, напрямую зависит от ее целей. Согласно п. 23 Порядка, если это проверка итогов спецоценки рабочих условий, то комиссия проанализирует отчет с итогами. В таком случае специалистам следует выяснить, соответствуют ли нормам ФЗ №426 такие параметры, как:
- информация об организации, экспертах и их аккредитации, о регистрации и поверке измерительных приборов;
- верность определения класса условий труда;
- идентификация неблагоприятных факторов согласно действующему Классификатору;
- факты предоставления сотрудникам полагающихся им выплат и гарантий разного рода.
При необходимости оценить правильность установления поощрений работникам эксперты проверяют отчет по итогам спецоценки условий работы, а также бумаги, которые прилагают к заявлению. Специалисты должны установить, получают ли сотрудники положенные им гарантии и компенсации, а именно:
- сокращение продолжительности рабочей недели;
- дополнительный отпуск каждый год за счет организации;
- надбавки к зарплате;
- иные привилегии, прописанные в ТК РФ, коллективном договоре, внутренних распоряжениях, отраслевом соглашении.
Если необходимо проверить реальные условия труда, также исследуется отчет об их спецоценке. Кроме того, проверяются следующие обстоятельства на соответствие действующим нормам ТК РФ:
- техническая исправность построек и оборудования, инструмента, материалов, процесса производства, защитных средств для сотрудников;
- режим труда и отдыха;
- качество санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания;
- качество проведенных действий по определению наличия неблагоприятных для здоровья факторов на рабочих местах.
Заявление на проведение проверки
Экспертиза проводится по заявлению, подаваемому в уполномоченный орган. Требования к его содержанию стандартные:
- для юрлица – указание наименования, для гражданина – ФИО;
- почтовый адрес и электронная почта, если она имеется;
- точное название объекта госэкспертизы;
- номер телефона рабочего места и профессия занимающего его сотрудника;
- данные о предыдущих проверках (если они проводились);
- информация по оплате госэкспертизы (если ее цель – проверить результаты спецоценки условий труда).
Если заявление подает работодатель, нужно приложить к нему и другие бумаги, какие именно, зависит от целей проверки. Это могут быть трудовые договора и коллективные, внутренние акты организации и т. д.
Кстати говоря! В п. 12 Порядка, установленного Минтрудом, указано: заявление и остальные бумаги можно как предоставлять лично в письменном виде, так и направлять электронным документом с цифровой подписью или же по почте заказным письмом с уведомлением.
Стоимость экспертизы
Проверка чаще всего проводится бесплатно. В ситуациях, когда на ее проведении настаивают сотрудники компании, сам работодатель, органы исполнительной власти, ФСС и профсоюзы, ее оплачивает заявитель.
Если требуются испытания и измерения неблагоприятных факторов, заявитель обязан компенсировать расходы по реализации этих мероприятий. На оплату ему отводится 10 дней с даты получения соответствующего уведомления. Если оплата документально не подтверждается, выносится решение о том, что невозможно провести экспертизу. Соответствующая запись вносится в заключение комиссии.
Кстати говоря! Если работодатель не вносит плату за экспертизу, хотя должен сделать это, тогда копию заключения комиссии отправляют в ГИТ. Там специалисты примут решение реализовать мероприятия по надзору на обозначенных рабочих местах.
Сроки проведения
Согласно п. 18 Порядка, проверка может длиться не дольше 30 дней, а ее точная продолжительность определяется трудоемкостью работ, которые придется выполнить экспертам. Этот срок могут продлить максимум на 60 дней, если потребуется получить недостающие бумаги и материалы, выполнить исследования и измерения либо становится ясно, что установленных 30 дней объективно не хватит для проведения полноценной проверки.
Результаты экспертизы
По итогам проверки эксперты создают проект заключения. Он содержит такую информацию:
- точное название и почтовый адрес органа, проводившего госэкспертизу;
- ФИО руководителя;
- должности и ФИО экспертов;
- реквизиты и дату приема заявления на организацию проверки;
- адрес заявителя для корреспонденции и название (для юрлиц) либо ФИО (для гражданина);
- период осуществления проверки;
- проанализированный объект;
- наименование компании, в которой побывала комиссия;
- данные о проверенных рабочих местах;
- список представленных документов.
Составляется 2 экземпляра проекта заключения, а принимается документ путем голосования. Если проголосовало большинство участников экспертной комиссии, ее руководитель утверждает проект. Первый экземпляр получает заявитель, а второй направляют в суд или в трудовую госинспекцию. Копии получают работодатель (если только не он инициирует проверку) и организаторы спецоценки условий труда. Все сведения по итогам экспертизы подают в Роструд.
Важно! При несогласии с определенными моментами госэкспертизы для анализа качества спецоценки рабочих условий спор рассматривает Минтруда (п. 44 Порядка). В других ситуациях нужно обращаться в суд, но всегда сохраняется возможность разрешить спор и мирным путем, если сторонам удастся договориться.