Что такое ключевые показатели эффективности

89

Показатель KPI (Key Performance Indicators) – важнейший элемент оценки уровня работы компании и ее отдельных сотрудников. KPI, как инструмент анализа, по-настоящему универсален. С его помощью возможно дать оценку эффективности любому процессу в компании, а также уровню достижения стратегических целей, которые были запланированы.

KPI и его виды

Согласно статистике, свыше 70% руководителей разных уровней отечественных предприятий недовольны системами оценивания результатов деятельности, внедренными на предприятиях и фирмах. В процессе работы предприятия не всегда удается отследить зависимость между планированием, его реализацией на практике и полученными результатами. Если внедрить KPI, то можно вычислить эффективность деятельности каждого сотрудника, что поможет компании развиваться быстрее.

В отечественном бизнесе в качестве понятия KPI часто используют ключевой показатель эффективности, что не всегда корректно. Правильное значение термина KPI — «ключевой показатель результата деятельности». Во многом данные понятия похожи, но также имеют и отличия. Под эффективностью понимается соотношение между ресурсами, которые были затрачены, и полученной прибылью. Эффективность определяет способность компании реализовывать свои планы с определенными требованиями: затратами, временем и тем, насколько цель была достигнута.

Под результативностью понимают степень достижения тех целей, которые были запланированы. Именно поэтому правильнее подразумевать под термином KPI «ключевой показатель результата деятельности», так как он содержит и степень получения запланированных результатов, и затраты на ее получение.

Кстати говоря! KPI можно оперировать в любой отрасли бизнеса. Если требуется оценить деятельность парикмахерской, в ход идут такие параметры, как сумма среднего чека и количество тех, кто воспользовался услугой. Эти же показатели используются, если в ваших планах организация студии косметических услуг

Для чего необходим KPI

На любой фирме можно применить KPI, чтобы оценить результативность ее деятельности, а также то, насколько хорошо работает каждый из отделов или отдельный специалист. Еще показатель KPI можно применять, чтобы эффективно мотивировать сотрудников. Это важно для тех специалистов, от которых зависит финансово-экономическая эффективность компании. Например, в рекрутинговых агентствах – это специалисты по подбору персонала, а в страховых компаниях – страховые агенты.

Система ключевых показателей актуальна как для молодых фирм, так и для компаний, уверенно стоящих на рынке. Разница в этих двух случаях будет лишь в сроке, на который устанавливаются задачи. Для новых компаний стратегическая цель должна регулярно пересматриваться по мере развития. Для зрелых же допустимы более долгие сроки планирования.

KPI могут быть двух разновидностей:

  • Запаздывающие – позволяют увидеть результаты деятельности после истечения определенного периода. Сюда можно отнести показатели, которые характеризуют потенциал компании.
  • Оперативные (опережающие) позволяют управлять бизнес-процессом в рамках требуемого периода с целью получения запланированных результатов после его окончания. При помощи данных показателей можно описать текущую ситуацию в компании и продемонстрировать качество процессов, протекающих в ней. Также используя эти показатели, возможно дать оценку качеству продукции и тому, насколько клиенты удовлетворены приобретенным товаром.

Дополнительная классификация KPI:

  • KPI результата – демонстрируют, насколько качественным был результат.
  • KPI затрат – с их помощью можно узнать, сколько ресурсов было потрачено.
  • KPI функционирования – демонстрируют показатели работы бизнес-процессов и дают возможность оценить, насколько текущий процесс совпадает с запланированным алгоритмом его выполнения.
  • KPI производительности – определяют зависимость между достигнутыми результатами и временем, которое было потрачено.
  • KPI эффективности – определяют зависимость между полученными результатами и использованными ресурсами.

Ключевые показатели может применять не только топ-менеджмент, но и рядовые специалисты, особенно те, чей доход зависит от результативности напрямую. Пользуясь KPI, сотрудник может разработать для себя план действий, выполняя который, он сможет добиться необходимых результатов.

Например, в страховых компаниях KPI дают возможность повысить количество продаж, за счет создания системы понятных сотруднику действий, которые он должен предпринять. В целом же число продаж нередко само по себе и есть ключевым показателем. Вывод – система KPI, по сути, есть усовершенствованной формулой стандартного планового подхода.

Главным плюсом системы KPI является ее непосредственная цель использования. То есть повышение эффективности работы компании. Эффективность, в свою очередь, выражается в непосредственном объеме продаж, а не в том, сколько действий сотрудник сделал за определенный период времени. Действия действиями, однако если они не дают результат, значит, подход к работе необходимо менять. Но не кардинально, а лишь на том этапе, где он дает сбой. Здесь можно провести параллель с анализом воронки продаж, который дает понять, на какой стадии пользователь конвертируется в клиента, и сделать акцент на ее развитие.

Основные требования к KPI

Довольно часто на предприятиях руководитель подразделения рассчитывает какие-то показатели эффективности, сообщает их подчиненным, и об этом забывают на некоторое время. Использование KPI удобно тем, что позволяет обнаружить закономерности как в бизнес-процессах, для осуществления которых необходим краткосрочный период, так и в глобальных изменениях. Также данные показатели применяют при планировании бюджетов. Ведь бюджет представляет собой совокупность финансовых показателей, которые позволяют компании реализовывать свои тактические и стратегические цели. И главная цель – это получение прибыли, по которому и оценивается работа топ-менеджмента компании. Кроме того, KPI выполняют следующие функции:

  1. Дают возможность эффективно оценить развитие компании, функционирование каждого из отделов и работу отдельно взятого специалиста.
  2. Мотивируют персонал на достижение результатов.
  3. Стимулируют более ответственное отношение каждого специалиста в фирме к вверенным ему обязанностям.
  4. Дают возможность выявить наиболее рентабельные участки бизнеса и направить усилия на их развитие.
  5. Наглядно демонстрируют как руководству, так и каждому сотруднику, как каждый бизнес-процесс может повлиять на результат работы компании.
  6. Позволяют руководству компании вовремя понять, почему те или иные бизнес-процессы работают неэффективно.

Работая с KPI, не стоит забывать, что к показателям применяют ряд требований. А именно:

  • Каждый коэффициент необходимо четко прописать, тогда работать с ним сможет любой сотрудник. Если вы проведете несложный учет работы менеджера, то определить свой KPI он сможет самостоятельно, опираясь на показатели, которые он использует в своей деятельности.
  • Запланированные показатели должны быть достижимыми. Цель должна быть реальной, но ее достижение должно мотивировать сотрудников.
  • Показатели должны принадлежать к сферам ответственности сотрудников, которые будут подвергнуты оценке.

Данные показатели должны стимулировать рост эффективности сотрудников компании.

Так, если подразделение продаж выполнило поставленный план по поиску новых заказчиков, то его сотрудники могут получить премию. Если же план не выполнен, то и премия персоналу не будет выплачена.

  • Сравнение показателей возможно при похожих условиях. Например, можно сравнивать средний чек (KPI – отношение выручки, полученной за день к количеству чеков) нескольких продавцов, работающих в одном магазине. Но нельзя сравнивать средний чек магазина, продающего товары в провинции, и такой же торговой точки, работающей в столице.
  • Возможно наглядное представление коэффициентов, а также прослеживание динамики, на основе которой будут сделаны выводы о результативности.
  • Одно из ключевых требований. Любые используемые показатели можно легко проанализировать в рамках фирмы.

KPI в современном бизнесе

Компании, которые занимаются прямыми продажами, чаще всего используют KPI эффективности. Эти параметры дают возможность просчитать зависимость количества продаж от того, сколько холодных звонков было сделано и сколько встреч проведено.

Специалист по страхованию или активным продажам, применяя ключевые показатели, установленные в этой компании, наглядно видит свою эффективность. Он понимает, что для получения запланированных результатов он должен продать определенное количество страховых полисов или товаров. Для этого ему нужно сделать определенное количество телефонных звонков и столько-то раз встретиться с клиентами.

Полезно знать! Стандартным KPI в страховом бизнесе принят 1/10. Это значит, чтобы продать один полис агент должен встретиться с 10 потенциальными клиентами. А для того чтобы состоялась одна встреча, нужно сделать 10 телефонных звонков.

Если в качестве примера мы возьмем специалиста-продажника, для него ключевые показатели будут такими: средняя сумма договора с заданным минимумом и количество новых заказчиков, которые не должно опускаться ниже определенной отметки. В этом случае мы используем в работе уже другой тип показателей – KPI результата.

KPI следует определять отдельно для каждой должности, при этом достаточно, если в работе будут использованы три или пять показателей, не более.

Показатели должны быть четко и прозрачно сформулированы, чтобы их оценку смог проводить как сам сотрудник, так и руководитель.

Помимо стимулирования, KPI может применять в своей работе топ-менеджмент компании и руководители отделов, чтобы понимать, где и почему тот или иной сотрудник работает неэффективно. По итогам оценивания лучшие работники становятся кандидатами на повышение оклада и должности, худшие, напротив, попадают в списки на увольнение.

Если снова в качестве примера привести менеджера, занимающегося активными продажами, внедрение ключевых показателей поможет его руководству понять, достаточно ли сотрудник делает телефонных звонков, часто ли встречается с потенциальными клиентами. Если же все показатели выполняются, а количество клиентов не растет, то такому специалисту не хватает нужных навыков или стремлений к достижению цели.

Все эти особенности работы можно легко проследить именно с помощью KPI, поэтому большинство компаний, занимающихся активными продажами, используют данный индикатор.

Типы показателей и их количественная реализация зависят от направления деятельности компании, поэтому на разных предприятиях значения могут быть различными.

На практике для расчета KPI используют принятую на фирме систему измерений, с нужной периодичностью снимают текущий показатель KPI, а затем сравнивают его установленной нормой. После этого принимается решение о корректировке, а затем ведется работа по воплощению данных изменений в жизнь.

Основная же суть методологии KPI довольно проста — специалисты, работающие в фирме, или приглашенные консультанты анализируют бизнес-процессы компании и определяют значимые для нее направления. В данных областях деятельности назначают определенную совокупность показателей, которые будут измеряться с заданной периодичностью. При этом данные для измерений появляются в процессе работы фирмы.

Важно! Перед тем как внедрять использование KPI в компании, необходимо для каждого сотрудника составить должностную инструкцию, где будет прописана основная цель должности, а также действия, которые должен совершать данный специалист.

Правила использования KPI

Внедрение системы ключевых показателей в компании следует осуществлять поэтапно. Стадии выглядят следующим образом:

  1. Разработка стратегических планов компании.
  2. Определение для каждого сотрудника, исходя из общей цели.
  3. Создание нужной документации.
  4. Проработка концепции в тестовом режиме.
  5. Корректировка целей или стратегии, если это необходимо.
  6. Начало работы в полноценном режиме.

KPI любой единицы бизнеса должно соответствовать следующим условиям:

  1. Количество используемых параметров ограничено. Оптимальным считается использовать 5 критериев. Также не стоит для расчета KPI применять более 10 критериев.
  2. Непротиворечивость. Выполнение одного индикатора не должно вступать в противоречие с выполнением другого. Например, неправильно требовать у отдела продаж повысить количество клиентов, но снизить расходы на рекламу.
  3. Выполнение всех показателей должно контролироваться.

Недостатки системы KPI

Основной минус формулы ключевых показателей – она подходит не для всех категорий сотрудников. Какие показатели вы пропишете для условного бухгалтера или инженера? Сложный вопрос. Если с продажниками и HR-ми все гораздо понятнее, то для большинства других специалистов актуальнее будет должностная инструкция.

И ни в коем случае нельзя использовать систему KPI лишь в качестве «кнута». Бич многих отечественных компаний – желание сэкономить на сотрудниках. Невыполнение ключевых показателей карается штрафами, а выполнение считается чем-то самим собой разумеющимся. А работнику обязательно нужна мотивация. Желательно — финансовая.

Вердикт

Использование KPI позволяет владельцу бизнеса видеть, как тот или иной сотрудник влияет на рост прибыли компании. Важно, что стратегическая цель при этом четко определена и ее понимают руководство и каждый сотрудник. Введение KPI – возможность анализировать, чем заняты работники конкретного подразделения, определять сильные и слабые стороны своего бизнеса.

Однако при всем этом руководитель должен понимать, что KPI – это не только цифры. Рост числа продаж ничего не значит, если при этом не растет уровень сервиса. Принцип ключевых показателей был придуман для того, чтобы обеспечить слаженную работу коллектива. Которая заставит ваших потенциальных клиентов совершать не разовые, а регулярные покупки. KPI – это всего лишь один из инструментов общей маркетинговой стратегии. Нельзя, чтобы этот инструмент стал основной целью работы сотрудников. А наоборот, необходимо, что каждый работник применял инструмент по назначению, реализуя с его помощью как собственные задачи, так и глобальные цели компании.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии читателей:

  • Горячие материалы
  • Ещё
0,050 | 30 | 7.19