Для обеспечения защиты государства требуется постоянно закупать определенные товары и работы, например, вооружение, продовольствие, НИОКР по модернизации спецтехники и прочее. Однако эти закупки оплачиваются из госбюджета, поэтому проводятся в рамках ФЗ-44 и на основании госконтракта. Такое госзадание иначе называют государственным оборонным заказом (ГОЗ), о котором и пойдет речь.
Что такое государственный оборонный заказ?
Начнем с того, что государственный оборонный заказ (ГОЗ) ─ это особый вид госзадания, на основании которого составляется контракт с целью выполнения конкретных задач. Эти задания касаются обеспечения обороны и защиты страны различными средствами, оплачиваемых из федерального бюджета. В самой сделке по стандарту участвуют две стороны ─ головной заказчик и головной исполнитель, каждый из которых имеет свои обязанности и права.
Выполнение требований ГОЗ сторонами регулируется пятой главой ФЗ № 275 «О государственном оборонном заказе». Согласно этим положениям, для обеспечения исполнения гособронзаказа Правительство РФ вправе установить:
- сроки размещения задач ГОЗ при его утверждении;
- максимальную прибыль при исчислении стоимости товаров по ГОЗ;
- ограничения на оказание господдержки компаниям, которые ранее отказывались от выполнения ГОЗ, хотя были обязаны это сделать;
- особенности организации обслуживания вооружения и военной техники;
- величину авансовых платежей по госконтракту в размере, не превышающую объем финансирования этой сделки в текущем финансовом году.
Для головных исполнителей власти предусматривают бюджетные ассигнования при формировании проекта бюджета на будущий финансовый год и плановый период.
Кроме того, власти могут предоставить госгарантии по кредитам, которые привлекают главные исполнители для реализации деятельности, чтобы обеспечить исполнение ГОЗ. Таким образом, они сумеют возместить часть расходов на уплату процентов в российских банках в виде субсидиарных выплат.
Условия контрактов ГОЗ
Закон не унифицирует конкретные условия госконтрактов, осуществляемых в рамках гособоронзаказа. Однако в специальных положениях утверждены примерные требования к содержанию договора по ГОЗ. К примеру, в договоре, который заключают по итогам конкурентных методов определения главного исполнителя, потребуется уточнить условия, предусмотренные оповещением о реализации закупки, приглашением для участия в установлении госисполнителя, заявкой участника процедуры или документацией об этой закупке.
Обязательное условие: указать, что договор заключают в рамках исполнения гособоронзаказа. Здесь перечисляют реквизиты документа, в том числе идентификатор, присвоенный ему госзаказчиком.
Что касается предмета госконтракта, то его уточняют по описанию товаров или работ, которые являются объектом закупки. Причем описывая продукцию по государственному оборонному заказу, нужно опираться на специальный порядок, утвержденный в ст. 33 ФЗ № 44.
Таким образом, в ГОЗ надо обязательно включить требования, которые определяют надлежащее выполнение обязательств по поставке товара, включая его количественные, качественные характеристики, а также комплектность. К примеру, в госконтракте на приобретение вооружения, спецтехники и военного имущества, принятых на снабжение либо в эксплуатацию, обязательно указывают их наименования либо товарные знаки.
Права и обязанности сторон
Речь идет об обязательствах головного заказчика и исполнителя. Так, согласно п. 7 Положений о ГОЗ, головной исполнитель вправе требовать своевременной оплаты на тех условиях, которые предъявлены в госконтракте, в соответствующем порядке. При этом он должен выполнить свои обязательства по поставке товара строго в рамках ГОЗ с учетом специфики таких сделок. Если в процессе транспортировки или хранения продукция получила дефект, то исполнитель обязан его устранить за свой счет. Также у него есть и другие особые обязанности, например:
- обеспечение допуска представителям госзаказчика и Рособоронзаказа в организацию исполнителя и разработка условий для возможности контролировать исполнение госзадания;
- организация и проведение испытаний образцов вооружения, специальной техники, а также материалов и комплектующих, если их проведение предусмотрено техническими документами;
- контроль соответствия ГОЗ требованиям на протяжении всего срока действия;
- гарантированная передача результатов, которые не нарушают исключительные права, заказчику.
А права и обязательства контрагента унифицированы в десятом пункте, в соответствии с которым у головного заказчика есть аналогичное право требования по соответствующему соблюдению требований ГОЗ. Что же касается недостатков товара, возникших до реализации, то, как упоминалось, заказчик вправе требовать их устранения.
Головной заказчик уполномочен контролировать исполнение требований ГОЗ, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность, передавая полномочия госорганам.
В обязанности заказчика входит:
- контроль за тем, на какие цели исполнитель тратит бюджетные средства;
- участие в испытаниях образцов, материалов и комплектующих изделий;
- приемка поставленных товаров, которые соответствуют требованиям, определенным в госзадании;
- ведение госучета итогов научно-технической деятельности, которые получены в процессе исполнении ГОЗ.
Цена ГОЗ
Как и в любом договоре, в госконтракте указывают его цену, вид цены, требования к ее формированию, а также возможности авансирования работ и порядок расчета. Стоимость госзадания, который заключен по итогам конкурентных методов, бывает ориентировочной, фиксированной или возмещающей издержки. При этом условия установления фиксированной цены и взаиморасчетов по ней нужно определять соответственно положениям третьей главы Постановления Правительства РФ № 1465.
В ГОЗ потребуется уточнить порядок взаиморасчетов с использованием специального счета, который открыт в уполномоченном банке, выбранным исполнителем, и его реквизиты.
В то же время, если договор по оборонзаказу заключается с единственным исполнителем, то нужно определить тип цены на поставляемый товар. Причем в зависимости от ее вида рекомендуется:
- уточнять твердую цену, если контрактом устанавливается фиксированная стоимость;
- указывать примерную цену, если контрактом устанавливается уточняемая стоимость, цена единицы товара и максимальный ценовой предел, если объем поставки невозможно определить;
- указывать формулу расчета стоимости цены и максимальную цену, если госконтрактом устанавливается возмещающая цена.
Особенности выполнения ГОЗ
Речь идет об исполнении антимонольных требований в сфере исполнения госзаданий по оборонному заказу. К пример, доминирующим условием будет положение о том, что хозяйствующий субъект, который вправе поставлять товар по ГОЗ, должен входить в реестр единственных поставщиков и быть единственным изготовителем товара по госзаданию. В то же время ему запрещено злоупотреблять доминирующим положением.
Также любые участники сделки, включая стороны и военные представительства, обязаны сообщать об изменении цены в ФАС при особых обстоятельствах. В частности, если установленная либо предложенная стоимость более чем на 5% выше цены, исчисленной с учетом индексов и индексов-дефляторов.
Исключение. Об этом не нужно сообщать, если стоимость не превышает ту, которая действует на бирже, или сформирована поставщиком, создающим товар в условиях естественной монополии.
За соблюдением требований антимонопольного законодательства следит ФАС. При обнаружении нарушений разбираться с виновником будет эта же служба либо компетентные органы, но на основании решения уполномоченного ведомства.
Учет результатов ФХД
Отметим, головной исполнитель обязан вести раздельный учет расходов и итогов ФХД с учетом законодательных особенностей. Для этого он должен по требованию направить госзаказчику данные о расходах по ГОЗ, определяя финансовый результат в виде разницы между ценой госзадания и суммой следующих затрат:
- на материалы, комплектующие, производственные услуги, на зарплату исполнителей, страховые взносы и др.;
- связанные с управлением производством и его обслуживанием;
- административно-управленческие;
- коммерческие расходы;
- проценты по кредитам.
По стандарту бухучета, проценты надо отражать в прочих расходах либо в стоимости инвестиционного актива в полном объеме.
Отражение раздельного ФХД в учетной политике при выполнении ГОЗ
В документах, отражающих порядок ведения раздельного учета, потребуется зафиксировать правила выделения и учета расходов, связанных с ГОЗ, а потом их сгруппировать. Для этого по каждому контракту потребуется:
- идентифицировать прямые расходы на основании первичных данных;
- предусмотреть аналитические или субсчета по тем счетам, где отражаются ресурсы для исполнения оборонзаказа;
- определить базу для распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат;
- включить общехозяйственные расходы на управление компании на финансовый результат ГОЗ в том отчетном периоде, когда они возникли;
- зарегистрировать формы документов, которые будут в дальнейшем использоваться для ведения раздельного учета.
Ответственность за нарушение в сфере исполнения ГОЗ
В целях дополнительной гарантии выполнения госзаказа, в случае несоблюдения условий головным исполнителем, в договор разрешают включить условие о начислении процентов за нецелевое использование бюджетных ассигнований. При этом лица, нарушающие требования ФЗ № 275, а также иных НПА в сфере ГОЗ, несут наказание в виде дисциплинарного взыскания, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.
Административная
Административная ответственность подразумевает обширные виды штрафов и, соответственно, проступков. Поэтому для простоты восприятия укажем их в таблице.
Преступление по КоАП РФ |
Сумма штрафа, в рублях |
---|---|
п. 3, 4 ст. 7.29 ─ несоблюдение требований ФЗ № 44 |
сотрудники ─ 30 000-100 000 |
ст. 7.29.1 ─ нарушение правил определения НМЦГК при размещении гособоронзаказа |
сотрудники ─ 30 000-50 000 |
ст. 7.29.2 ─ отказ поставщика от заключения госконтракта, необходимого для исполнения ГОЗ |
|
ст. 14.6.1 ─ отсутствие предложения о цене на товар по госзаданию и необходимых сведений |
|
ст. 15.40 ─ совершение уполномоченной кредитной компанией недопустимых операций |
работники ─ 100 000-1 млн |
ст. 15.40.1 ─ неисполнение уполномоченным банком своих обязательств в сфере ГОЗ |
сотрудники ─ 30 000-50 000 |
ст. 19.4.2 ─ препятствование работе представителя Рособоронзаказа или его подведомственного учреждения |
|
ст. 19.7.2 ─ непредставление сведений или представление заведомо ложной информации в госорган, уполномоченный контролировать выполнение ГОЗ |
|
Уголовная
Уголовная ответственность в сфере выполнения государственного оборонзаказа наступает, если:
- управленец или должностное лицо коммерческой организации злоупотребляет полномочиями при осуществлении ГОЗ;
- руководитель или должностное отказывается от исполнения госзаказа, будучи ранее оштрафованным за это.
Во всех случаях виновнику грозит:
- штраф в размере от 1 млн до 3 млн рублей либо в размере зарплаты за период от 1 года до 3 лет, причем с лишением возможности занимать ряд должностей на протяжении 10 лет;
- лишение свободы на срок от 4 до 8 лет с выплатой штрафа в размере от 500 000 до 1 млн рублей.
При этом все преступления, которые совершают должностные лица в части исполнения гособоронзаказа, относятся к аналогичным в составе преступлений против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления. А гос- и муниципальные служащие несут ответственность соответственно гл. 30 УК РФ.