Деловые партнеры из разных стран хотят объединить свои усилия и финансы для обоюдной выгоды: позволяет ли такое сотрудничество российское законодательство? Да, совместное предпринимательство – достаточно распространенный вид хозяйствования и сотрудничества, то есть развития внешнеэкономических отношений.
Каковы цели создания совместного предприятия и значение корпоративного договора?
Рассмотрим порядок организации совместного предприятия (СП) в современных отечественных реалиях, уточним цели и возможные формы его создания, проследим этапы, которые необходимо для этого пройти. В статье будет проанализирована структура совместного предприятия и факторы, касающиеся налогообложения такой деятельности.
Что означает термин «совместное предприятие»
В правовом поле термин «совместное предприятие» не имеет строгого определения. Так можно назвать и способ хозяйствования, и форму сотрудничества, и конкретную экономическую структуру. Анализируя основной смысл данной деятельности, можно дать следующее определение СП.
Какие этапы нужно пройти при создании совместного предприятия?
Совместное предприятие – это самостоятельная экономическая единица, в которой иностранный и отечественный капитал сливаются для получения обоюдной прибыли. Другими словами, это финансовое сотрудничество российских предпринимателей с зарубежными.
Вопрос: Каков правовой режим создания совместных предприятий с иностранными государствами в области ВТС?
Посмотреть ответ
Характерные признаки совместного предприятия:
- совместная собственность, совместные ресурсы, совместная прибыль;
- управление и распределение рисков тоже совместное;
- основные средства находятся на отечественной территории, но принадлежат всем сторонам СП;
- права на произведенные товары или оказанные услуги равные у российских и зарубежных контрагентов;
- реализовать продукцию можно в любой сотрудничающей стране или сразу в нескольких;
- деятельность СП подчиняется законам Российской Федерации;
- СП обладает такими же правами и обязанностями, как и любое другое юридическое лицо на территории РФ.
СПРАВКА! Понятие, полностью синонимичное совместному предприятию, но являющееся более современным – «предприятие с иностранными инвестициями». Законодательно на сегодняшний день организация СП регламентирована Федеральным законом РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 года № 160-ФЗ.
Ключевые цели создания совместного предприятия
Любое инвестиционное сотрудничество, прежде всего, предусматривает обоюдную финансовую выгоду, причем не только личную, но и общегосударственную. Помимо этой очевидной цели, совместное предприятие создается ради решения таких задач, как:
- добавление на отечественный рынок новых товаров и услуг;
- привлечение инвестиционных вливаний в экономику страны;
- расширение экспортной сети, эффективный выход на иностранные рынки;
- сокращение доли импортной продукции за счет производства аналогичной на своей территории (импортозамещение);
- расширение территории для сбыта, поиск новых партнеров;
- более открытый доступ к различным ресурсам;
- облегчение модернизации и внедрения инноваций;
- снижение рисков (общий риск делится на количество партнеров);
- совершенствование налоговой системы и др.
Какова роль меморандума о взаимопонимании при создании совместного предприятия?
Формы совместных предприятий
Участвовать в капитале другой страны можно по-разному. Законы РФ не запрещают любых форм внешнеэкономического сотрудничества. Совместное предприятие можно разделить по следующим критериям:
- По размеру участия иностранного капитала: инвестор из другой страны финансирует деятельность частично или полностью:
- если доля финансовых инвестиций составила 100%, то при регистрации СП понадобится личное присутствие руководителя инвестирующей фирмы (или всех руководителей, если в СП несколько членов);
- если другие страны финансируют СП только частично, их представителей можно ввести в состав правления нового юрлица путем внесения доли в инвестиционный капитал.
- По типу представителя:
- СП создается с иностранной компанией, то есть юрлицом;
- иностранным партнером становится предприниматель – физическое лицо.
- По организационно-правовой форме:
- общество с ограниченной ответственностью;
- акционерное общество;
- простое товарищество;
- инвестиционное товарищество;
- возмездное оказание услуг по договору;
- работа по договору агентской деятельности.
Этапы создания совместного предприятия
Прежде чем возникнуть, совместное предприятие должно пройти ряд обязательных с точки зрения логики и отечественного права шагов:
- Выяснение совместных задач будущих партнеров, согласование целей.
- Экономический анализ потенциального СП: расчет затрат и возможных прибылей, исчисление рентабельности, срока окупаемости финансовых вложений.
- Выбор конкретных партнеров для совместного предпринимательства.
- Подписание договора о намерениях.
- Сбор необходимого пакета документов.
- Разработку учредительных документов создаваемого СП.
- Регистрацию СП в соответствии с выбранным правовым статусом.
Что необходимо для создания совместного предприятия
Чтобы начать процедуру создания СП, нужно точно определиться относительно ключевой информации, необходимой для этого действия в соответствии с отечественными законами:
- название предприятия, включающее его организационно-правовой статус (АО, ООО и т.п.);
- виды деятельности, которыми планирует заниматься совместное предприятие (в России они позиционируются в кодах ОКВЭД);
- информация о лицах, учреждающих предприятие (физических или юридических);
- размер будущего уставного капитала и его форма (денежная и/или натуральная);
- доля участия каждого партнера в уставном капитале;
- актуальный юридический адрес (по месту госрегистрации);
- личные данные руководящего звена СП (директора и главного бухгалтера);
- предпочитаемая система налогообложения.
Налогообложение совместного предприятия
В совместном предприятии можно пользоваться любой налоговой системой. По умолчанию, если специально не оговорить это при регистрации, будет применена общая.
Самая популярная – упрощенная система – вправе использоваться, если доля иностранного инвестора меньше четверти всего капитала (до 24%). Перейти на нее можно сразу после регистрации.
Структура совместного предприятия
Законодательство разрешает определять ее самостоятельно. Обычно она соответствует общепринятой структуре выбранной организационно-правовой формы. Рассмотрим ее на примере одной из самых распространенных форм СП – акционерного общества:
- Высший орган управления – собрание всех акционеров.
- Совет директоров – осуществляет управление между общими собраниями. Количество директоров должно быть нечетным (для возможности принятия решения голосованием), их должно быть 3 и более в ЗАО, и более 5 – в АО.
- Правление – утверждается советом директоров.
- Генеральный директор – назначается из числа директоров на общем собрании учредителей. Он является официальным представителем СП во всех инстанциях. Его подпись правомочна на любых документах, кроме прямой компетенции правления и совета директоров.
- Ревизионная комиссия – периодически проверяет финансы и отчетность предприятия.
Риски создания и функционирования совместного предприятия
Плюсы совместной экономической деятельности очевидны, они определяются поставленными задачами. Но если «что-то пойдет не так»? На какие негативные стороны СП нужно обратить внимание? Недостатки, характерные для совместного предпринимательства:
- меньшая степень свободы в принятии решений и осуществлении действий;
- сложность полноценного партнерства с потенциальными конкурентами инвесторов («враг моего друга – мой враг»);
- рассекречивание ноу-хау (особенно в случае расставания партнеров);
- частое ощутимое несоответствие капиталов компаний и, как следствие, разные «весовые категории», то есть разный уровень и цена риска;
- финансовая и репутационная взаимозависимость;
- возможность поглощения более сильной компанией.
На эффективность деятельности СП в негативную сторону могут сильно повлиять некоторые факторы, во многом являющиеся следствием различия экономических моделей и образа мышления иностранных партнеров:
- неверное понимание партнерами целей и задач СП (или их умышленное искажение одной из сторон);
- существующие или возникающие в процессе взаимодействия конфликты;
- разногласия, обусловленные разницей культур, стилем предпринимательства и управления;
- недостаток искренности и откровенности у партнеров, особенно на первых стадиях СП.