Спрос на овощи на потребительском рынке стабильно высок. Торговля овощами является выгодным бизнесом, который может принести успех и начинающему, и опытному предпринимателю.
Что важно знать на старте
Прибыльность бизнеса определяют многие факторы:
- наличие собственного автомобиля в качестве средства доставки товара;
- наличие или отсутствие необходимости платить аренду и ее размер;
- необходимость в приобретении законодательно установленного торгового оборудования (ККМ) или отсутствие такой необходимости;
- наличие склада для хранения товара и его характеристики (величина, возможность поддерживать определенный температурный режим);
- перекупаются овощи или продается собственная продукция и др.
Торговля любым ассортиментом товаров предполагает максимальные удобства для покупателя при минимальных затратах труда и финансов со стороны продавца. Исходя из этого принципа, кроме основного товара – овощей, целесообразно предлагать сопутствующие товары и услуги: доставку, предзаказ, упаковку купленной продукции. Овощи также можно предлагать разными способами: по весу, поштучно, в наборах (суповой, борщевой наборы, набор для овощного рагу, салатов).
На успех торговли могут влиять и такие неочевидные на первый взгляд моменты, как удобное расположение овощной продукции, возможность покупателю оценить ее качество до покупки, чистота торгового места.
Выбирая место торговли, учитывают факторы сезонности, величины торговой площади, наличия конкурентов в комплексе, как в приведенных далее примерах:
- Торговля через киоск, установленный в овощном ряду на рынке, предполагает наличие рядом конкурентов, но и значительный поток покупателей.
- Торговля с машины в зимнее время представляет сложность из-за низких температур. Необходимо получить специальное разрешение на торговлю, но передвижной характер торговли увеличивает охват потенциальных покупателей.
При наличии хорошо оборудованных складов, кроме розничной, возможна организация оптовой торговли.
Из множества плюсов овощной торговли можно выделить:
- стабильно высокий спрос круглый год;
- относительно небольшой объем начальных вложений;
- отсутствие необходимости широко рекламировать бизнес;
- возможность работать без наличия больших складских площадей, расходов на аренду их.
Потребность в основных овощах (картофель, лук, морковь, свёкла, капуста) испытывают потребители разных возрастов, семейного положения, образования. Специалисты в таких случаях говорят о широкой целевой аудитории продукта (ЦА). Все сказанное можно отнести практически полностью и к торговле фруктами. Обычно основные — это яблоки, апельсины, мандарины. Из ягод наиболее популярна клубника.
Для организации бизнеса с нуля необходим последовательный подход, предполагающий первым шагом анализ рынка: потребностей, сложившихся цен, конкурентов. Среди обязательных шагов составление продуманного, неформального бизнес-плана. Даже при организации малой торговой точки документ признается необходимым, и практика торговли это подтверждает.
На заметку! Наиболее часто для торговли овощами открывают ИП, применяют специальные режимы налогообложения (УСНО). Используется код ОКВЭД 47.21 «Торговля розничная фруктами и овощами в спецмагазинах» (по классификатору ОК 029-2014).
Проблемы и риски
Возникающие проблемы здесь связаны в основном с тем, что овощи могут быстро портиться и терять товарный вид. Прибыль от реализации такой продукции стремится к нулю.
Для снижения риска потерь необходимо обращать внимание на уровень качества товара для продажи, условия его транспортировки, хранения, сортировку и отбраковку подпорченных овощей.
Определяя круг будущих постоянных поставщиков, приобретают у разных партнеров сначала небольшие партии товара. Таким образом со временем определятся наиболее выгодные из них. Можно отметить еще ряд негативных факторов: высокий уровень коммунальных расходов, особенно в зимний период, сильная конкуренция, сезонные колебания цен и спроса на многие виды плодов и овощей. Их нужно постоянно отслеживать, анализировать и действовать, оптимизируя бизнес.
Бизнес-план
Бизнес-план является, по сути, итогом всей проделанной подготовительной работы и в то же время документом, представляющим наглядно реальные перспективы бизнеса. В него включают информацию о форме торговли, размерах торговой точки, предлагаемых к продаже товарах. Как правило, приводятся отдельно постоянные и сезонные, например, цитрусовые – зимой, яблоки – круглый год. Описывается возможность продажи сопутствующих товаров и услуг.
Обязательна информация о поставщиках и точках закупки. Ввиду того что товар скоропортящийся, в первую очередь следует изыскивать возможность закупок непосредственно у сельхозпроизводителей. Анализируя рынок в целом, описывают в частности момент ценообразования, влияния импортных поставок на уровень конечной цены в регионе.
В бизнес-плане обязательно должен быть раздел, подробно описывающий конкретных конкурентов предпринимателя. Анализируется ассортимент конкурентов, выявляются слабые места их бизнеса, чтобы заполнить образовавшуюся нишу своей продукцией.
Важнейшие блоки бизнес-плана – это:
- организационный – все официальные, организационные действия, начиная от регистрации в налоговой, заключения договоров аренды, найма продавцов и далее;
- производственный – расчет площади торговли, графики поставок, список необходимого оборудования для торговли;
- маркетинговый – способы и виды рекламы, насколько это необходимо для конкретной торговой точки;
- финансовый – расчет окупаемости проекта.